Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
вводи къ УПРЕКАВШИМЪ 8А ОБШИРНОСТЬ ВСТУПЛЕНІЙ. 135 подвигамъ, но при всемъ томъ оставаясь въ небрежности и нера¬
дѣніи, отвѣчаютъ такъ, что, если Богу будетъ угодно, то Онъ
убѣдитъ меня—и я перемѣнюсь. Я и не осуждаю ихъ, напротивъ,
еще весьма одобряю, за то, что они прибѣгаютъ къ волѣ Божіей; Н4
только хочу, чтобы они и сами дѣлали, что должны съ своей сто¬
роны,' а потомъ уже и говорили: если Богу будетъ угодно. Если
ты, предавшись сну и лѣности, не будешь стараться о добрыхъ
дѣлахъ, а станешь только ссылаться на волю Божію, у тебя ни¬
когда не будетъ ничего добраго. Богъ, какъ сказалъ я, никогда
никого не ведетъ къ Себѣ силою и принужденіемъ; нѣтъ, Онъ
всѣмъ хочетъ спастись, но никого не принуждаетъ, какъ и Па¬
велъ говоритъ: иже всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ ра¬
зумъ истины пріити (1 Тим. п, 4). Какъ же не всѣ спасаются,
если Онъ всѣмъ хочетъ спастись? Это оттого, что не всѣхъ воля
слѣдуетъ за Его волей, а Онъ никого не принуждаетъ. Такъ (Хри¬
стосъ) говоритъ и къ Іерусалиму: Іерусалиме, Іерусалиме, коль-
кроты восхотѣлъ собрати чада твоя, и не восхотѣсте? Что же? Се
оставляется домъ вашъ пустъ (Лук. хш, 34, 35). Видишь, что если
Богъ и хочетъ, но мы не предаемся (водѣ Его), то остаемся въ
погибели? Богъ, еще разъ повторяю, готовъ спасти человѣка, не
принужденно, не противъ воли, но по доброй волѣ и расположе¬
нію (самого человѣка). Люди,—хотятъ или не хотятъ рабы ихъ,—
желаютъ надъ ними быть господами и владычествовать, имѣя въ
виду не пользу рабовъ, но свою собственную выгоду; но Богъ, не
имѣя ни въ чемъ недостатка и желая показать тебѣ, что не нуж¬
дается ни въ чемъ нашемъ, требуетъ нашего служенія только
для нашей же пользы, и все дѣлаетъ, не по Своей нуждѣ, къ
нашему благу, если мы приступимъ (къ Нему) добровольно, охотно
и съ признательностію за самое порабощеніе. Тѣхъ же, кои не
хотятъ и уклоняются, Онъ не принуждаетъ и не неволитъ, же¬
лая этимъ показать, что не Онъ долженъ благодарить насъ за
служеніе наше, а мы—Его за Его господство. Итакъ, зная это, и
размышляя о человѣколюбіи Господа, будемъ вести жизнь свою,
по возможности, соотвѣтственно Его благости, чтобы получитъ
намъ и царство небесное, котораго да достигнемъ всѣ мы, по бла¬
годати и человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа, Которому,
съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, слава и держава, нынѣ и присно,
и во вѣки вѣковъ. Аминь.