Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
134 ТВѲРВШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. Павелъ обратился не по принужденію, но отъ доброй души и по
чистой совѣсти. 6. Если вы будете терпѣливы и благодушны, я представлю
и другой ближайшій (примѣръ), неопровержимо доказывающій,
143 что Павелъ обратился къ Господу не по принужденію. Павелъ
впослѣдствіи пришелъ въ Саламинъ, что на (островѣ) Кипрѣ, и
нашелъ тамъ нѣкоего волшебника, который находился съ прокон¬
суломъ Сергіемъ. Павелъ, исполнившись Духа Святаго, сказалъ
ему: о, исполненне всякія лети и всякія злобы, сине діаволъ, не пре-
станеит ли развращая пути Господни правыя (Дѣян, хш, 10)? Это
(говорилъ бывшій) гонитель. Прославимъ же Того, Кто его обра¬
тилъ. Прежде вы слышали, что онъ озлобляше церковь, въ домы
входя, и влача мухсы и жены, предаяше въ темницу (Дѣян, ѵш, 3);
теперь видите, какъ смѣло онъ защищаетъ проповѣдь. Не пре-
станеши ли развращая пути Господни правыя? И нынѣ се рука
Господня на тя, и будеши слѣпъ, не видя до времене (—хш, 10,11).
То самое врачество, которое ему возвратило (духовное) зрѣніе,
Павелъ употребилъ и надъ волшебникомъ, но этотъ остался въ
ослѣпленіи, чтобы ты зналъ, что Павла привело (къ Іисусу Христу)
не одно призваніе, но и его собственное расположеніе. Если бы
причиною этого (обращенія Павла) было одно пораженіе слѣпо¬
тою, то этому же надлежало бы быть и съ волшебникомъ, одна¬
кожъ не было. Нѣтъ, онъ-то ослѣпъ, а проконсулъ, увидя проис¬
шедшее, увѣровалъ (хш, 12). Одинъ принялъ лѣкарство, а другой
прозрѣлъ. Видите, что значитъ доброе расположеніе сердца,—что
значитъ упорство и ожесточеніе! Волшебникъ ослѣпъ, но самъ
онъ не получилъ отъ этого пользы, потому что былъ упоренъ, а
проконсулъ позналъ Христа. Но достаточно уже доказано, что
Павелъ обратился добровольно и по расположенію. Теперь хочу,
чтобы вы твердо знали вотъ эту истину, что Богъ не дѣлаетъ на¬
силія не хотящимъ, но влечетъ только желающихъ. Поэтому (Хри¬
стосъ) говоритъ: никтоже приходитъ ко Мнѣ, аще не Отецъ Мой
привлечетъ его (Іоан, ѵі, 44). Влекущій влечетъ желающаго, лежа¬
щаго на землѣ и простирающаго руку. И чтобы вамъ увѣриться,
что (Богъ) не дѣлаетъ никому насилія, но что, если Онъ и хочетъ,
а мы не хотимъ, дѣло спасенія нашего распадается, не потому,
чтобы воля Его была немощна, но потому, что Онъ не хочетъ ни¬
кого принудить, необходимо этотъ предмету разсмотрѣть, такъ
какъ многіе часто пользуются этимъ предлогомъ къ оправданію
своей безпечности, и, увѣщеваемые къ принятію просвѣщенія *),
къ перемѣнѣ образа жизни на лучшій и къ другимъ подобнымъ *) т. ѳ. таинства крещенія.