Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВВОДА. ВЪ ГПРВКАВШИМЪ 8А ОБШИРНОСТЬ ВСТУПЛЕНІЙ. 133 покорился, и показалъ въ себѣ совершенную перемѣну. Если вы
не утонились продолжительностію слова, то предложу еще болѣе
близкій примѣръ. Іудеи слышали и Сына, и слышали также, какъ
слышалъ Павелъ; слышали и въ такое же время, въ какое слышалъ
Павелъ, — и, не смотря на это, не увѣровали. Павелъ услы¬
шалъ голосъ, когда неистовствовалъ, когда свирѣпствовалъ,
когда преслѣдовалъ учениковъ: такъ и іудеи. Гдѣ и когда? Вы¬
шли они ночью, съ фонарями и свѣтильниками, для взятія Его
(Іисуса): они думали, что нападаютъ на простого человѣка. II вотъ,
желая показать имъ Свою силу, и что Онъ Богъ, а они идутъ
противъ рожна, (Христосъ! говоритъ имъ: кого ищете (Іоан, хѵш,
4)? Стояли передъ Нимъ и близко — и не видѣли Его; но Самъ
искомый помогаетъ имъ найти себя, чтобы они знали, что Онъ
добровольно идетъ на страданіе, что, если бы Онъ не восхотѣлъ
имъ попустить, они не овладѣли бы Имъ. Какъ же бы оші, въ
самомъ дѣлѣ, овладѣли Имъ, когда не могли и найти Его? Что
говорю: не могли найти Его? Они не могли даже видѣть Его,
тогда какъ Онъ былъ передъ ними; и не только не могли видѣть
Его, когда Онъ былъ передъ ними, но и тогда, когда отвѣчали на
вопросъ Его, не знали, кто былъ передъ ними: такъ Онъ чрез¬
мѣрно ослѣпилъ глаза ихъ! И не только ослѣпилъ, но даже по¬
вергъ ихъ Своимъ голосомъ на землю. Когда Онъ сказалъ: кого
ищете?—они всѣ идоша вспять отъ этихъ словъ. Какъ Павла голосъ
низложилъ и повергъ на землю, такъ и ихъ всѣхъ этотъ голосъ
низринулъ на землю; какъ тотъ не видѣлъ гонимаго имъ, такъ
и они не видѣли искомаго ими; какъ тотъ ослѣпъ во время сво¬
его неистовства, такъ и они ослѣпли во время самаго неистовства.
И тотъ (ослѣпъ), когда шелъ вязать учениковъ, и они тому же
подверглись, когда вышли связать Христа. И тамъ узы, и здѣсь
узы; и тамъ гоненіе, и здѣсь гоненіе; и тамъ ослѣпленіе, и здѣсь
ослѣпленіе; и тамъ голосъ, и здѣсь голосъ; словомъ: одинаковое
проявленіе силы Христовой, одинаковыя врачества, но не одинаково
исправленіе, потому что больные были весьма различны. Чтд, въ
самомъ дѣлѣ, безчувственнѣе, чтд неблагодарнѣе ихъ? Упали на¬
задъ, и опять встали, и опять напали! Не безчувственнѣе ли кам¬
ней были они? И чтобы они знали, что Онъ точно тоть, кто ска¬
залъ имъ: кого ищете?—и повергъ ихъ назадъ, (Іисусъ) опять, какъ
они встали, говоритъ имъ: кого ищете’і Они отвѣчаютъ: Іисуса; и
говоритъ имъ: рѣхъ вамъ, яко Азъ есмь (Іоан, хѵш, 7, 8). Какъ бы
такъ говоритъ Онъ: узнайте, что Я тотъ же самый, который ска¬
залъ раньше: кого ищете9 и который повергъ васъ. Но изъ этого
не вышло никакой пользы; нѣтъ, они остались въ томъ же ослѣп¬
леніи. Все это сличая одно съ другимъ, поэнай достовѣрно, что