Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
132 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. а того не знаютъ, что они дѣлаютъ такимъ образомъ двойной
грѣхъ: и не отвергаютъ своего заблужденія, и усиливаются взно¬
сить такія обвиненія на святого (человѣка) Божія. Но мы, при
помощи благодати Божіей, оправдаемъ его. Въ чемъ же состоитъ
обвиненіе? Богъ, говорятъ, привлекъ его къ себѣ насильно. Какъ
насильно? скажи мнѣ. Призвалъ его съ неба. Ты совершенно увѣ¬
ренъ, что (Богъ) призвалъ его съ неба? Такъ и тебя Онъ зоветъ
сегодня тѣмъ же голосомъ, но ты не слушаешь. Видишь ли, что
дѣло произошло не насильно? Если бы тутъ было принужденіе,
то и тебѣ надлежало бы послушаться; если же ты не слушаешь,
то и онъ, очевидно, послушался по доброй волѣ. И чтобы вы увѣ¬
рились, что призваніе (Божіе), .конечно, много содѣйствовало спа¬
сенію Павла, какъ и всѣхъ другихъ людей, однакожъ не отняло
у него собственныхъ подвиговъ и заслугъ, пріобрѣтаемыхъ силою
воли, и не стѣснило его свободы, но что онъ, напротивъ, обратился
добровольно и по собственному расположенію, это объясню дру¬
гимъ примѣромъ. Іудеи слышали раздавшійся съ неба на вол¬
нахъ іорданскихъ голосъ, не Сына, но Отца, говорившій о Христѣ:
Сей есть Сынъ мой возлюбленный (Матѳ, ш, 17), и однакожъ го¬
ворятъ: Сей есть лстецъ (ххѵп, 63). Видишь, какая явная борьба?
Видишь, какая открытая война? Видишь, что вездѣ 'нужна до¬
брая воля и душа прямая и незанятая страстію? Вотъ, и тамъ
голосъ, и здѣсь голосъ: но одинъ (Павелъ) повиновался, а другіе
. (іудеи) упорствовали. Притомъ, (на Іорданѣ) не только голосъ, но
и Духъ въ видѣ голубя. Какъ крестилъ Іоаннъ, а крестился Хри¬
стосъ, то, чтобы (іудеи), судя по-человѣчески, крещающаго не почли
бблыпимъ, чѣмъ крещаемаго, пришелъ голосъ, и отличилъ Этого
отъ того. И какъ неизвѣстно было, о комъ голосъ произносилъ
слова свои: то пришелъ Духъ Святый въ видѣ голубя, привле¬
кая этотъ голосъ на главу Христову. Но, хотя (Отецъ) и возвѣ¬
стилъ о Немъ (I. Христѣ) голосомъ, и указалъ на Него Духомъ,
а сверхъ сего и Іоаннъ взывалъ: нѣсмь достоинъ отрѣшіти ремень
сапогу его (Лук. ш, 16), и множество было другихъ свидѣтельствъ
и словами и дѣлами; однакожъ ко всему этому іудеи были слѣпы,
а лучше скаэать, все видѣли, но ничему—ни словамъ, ни дѣламъ—
пе вѣрили, потому что сердце ихъ было предзанято безумною лю¬
бовію къ славѣ человѣческой. Объ этомъ-то и евангелистъ го-
142 воритъ, то есть, что мнози отъ іудеевъ вѣроваху въ Него, но кня¬
зей ради не исповѣдоваху, да не изъ сонмищъ изгнали будутъ (Іоан,
хп, 42); и самъ Христосъ говорилъ: како вы можете вѣровати,
славу другъ отъ друга пріемлюще, и славы, яже отъ единаго Бога,
не ищуще (Іоан, ѵ, 43). Не такъ Павелъ; нѣтъ, услышавъ только
одинъ голосъ Его, гонимаго, тотчасъ притекъ (къ Нему), тотчасъ