Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БКОВДА. КЪ ГДРККАВШИМЪ 8А ОБШИРНОСТЬ ВСТУШІВНІЙ. 131 вотъ ты въ рукахъ коихъ?—такъ и Христосъ, взявъ Павла, повергъ
на землю, и видя, что онъ трепещетъ, испуганъ и не можетъ ни¬
чего дѣлать, говорить: Савле, Саѳле, что Мя гониши? Къ чему
будетъ эта ярость? Къ чему неистовство? Къ чему неблаговремен¬
ная ревность? Къ чему оковы и нападенія? Къ чему эта свирѣ¬
пость? Вотъ ты будешь теперь неподвиженъ, и не увидишь гони¬
маго; ты, который быстро ходилъ и бѣгалъ вездѣ, теперь нужда¬
ешься въ вожатомъ. Дѣйствительно, Христосъ для того и говорить
ему теперь: что Мя гониши? чтобы онъ зналъ, что и въ предшедшее
время (Господь) уступалъ ему добровольно, что ни прежнее (попу¬
щеніе) не происходило отъ слабости, ни настоящее (пораженіе)
отъ жестокости, но и то отъ человѣколюбія, и это отъ благопо.
печительности. Что же Павелъ? Кто еси, Господи? Изъ прежняго
попущенія позналъ власть, изъ настоящаго ослѣпленія понялъ
могущество; теперь уже исповѣдуетъ владычество (Господа): кто
ее», Господи? Видишь, какая признательная душа; видишь, какое
благородное сердце; видишь, какая прямая совѣсть! Не сталъ упор¬
ствовать, не сталъ спорить, но тотчасъ призналъ Владыку. Не
какъ іудеи, которые и видя, что мертвые воскресаютъ, слѣпые
презираютъ, прокаженные очищаются, не только не прибѣгали
къ дѣлавшему это (I. Христу), но еще называли Его обманщикомъ;
нѣтъ, Павелъ не такъ, но тотчасъ обратился. Что же Христосъ? Азъ если Іисусъ, егоже ты гониши (Дѣян, іх, 5). А почему не
сказалъ: Я—Іисусъ воскресшій, Я—Іисусъ, сѣдящій одесную Бога,
но: Азъ семь Іисусъ, его же ты гониши? Сказалъ такъ для того, чтобы
поразить его умъ, сокрушить его душу. Послушай, какъ Павелъ,
спустя долгое время и послѣ безчисленныхъ своихъ подвиговъ,
плакалъ объ этомъ: азъ есмь, говорилъ онъ, мній изъ всѣхъ
апостоловъ', иже нѣсмь достоинъ нарещися апостолъ: зане гонихъ
церковь (1 Кор. хѵ, 9). Если же плакалъ объ этомъ послѣ безчислен¬
ныхъ подвиговъ п столь долгаго времени, то какъ прилично было ц і
ему скорбѣть въ то время, когда онъ еще не совершилъ ни одного
подвига, а уже сознавалъ себя виновнымъ въ гоненіи и слышалъ
тотъ голосъ! 5. Но здѣсь возстаютъ на насъ (противники). А вы не под¬
дайтесь утомленію, хоть бы наступилъ вечеръ, потому что рѣчь
у насъ о Павлѣ, — о Павлѣ, который три года день и ночь по¬
учалъ учениковъ (Дѣян, хх, 31). Итакъ, здѣсь нѣкоторые возстаютъ
и говорятъ: что же удивительнаго, что Павелъ обратился? Богъ,
вѣдь, какъ будто веревку, накинулъ на шею его голосъ тотъ—и
такъ привлекъ его къ себѣ. Слушайте внимательно. Здѣсь слово
иятпе направлено и противъ язычниковъ, и противъ іудеевъ, ко¬
торые думаютъ свое невѣріе прикрыть клеветою на праведниковъ, ИЗДАНІЕ СПБ. ДУХОВНОЙ АКАДЕМІЯ. 9*