Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
130 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА. 8ЛАГ07СТАГ0. щеніемъ и убійствомъ на ученики Господни. Оставилъ народъ •)>
и напалъ уже на главныхъ *). Какъ желающій вырубить дерево,
оставивъ вѣтви, высѣкаетъ снизу корень, такъ точно и онъ по¬
шелъ на учениковъ, чтобы истребить корень проповѣди. Но корнемъ проповѣди не ученикп были, но Владыка учени¬
ковъ. Поэтому Онъ и говорилъ: Азъ еемъ лоза, вы жерождіе (Іоан, хѵ, 5). А корень тотъ неодолимъ: поэтому, чѣмъ болѣе вѣтвей отсѣ¬
кали, тѣмъ въ большемъ количествѣ и длиннѣе онѣ вновь вы-
ростали. Такъ отсѣченъ Стефанъ—и выросъ Павелъ и увѣровав¬
шіе чрезъ Павла. Быть же, говоритъ (Лука), внвгда приближи-
тися ему къ Дамаску, внезапу облита его свѣтъ отъ небесе: и подъ
на землю, слыша гласъ, глаголющъ ему: Савле, Савле, что Мя гонтии?
(Дѣян, іх, 3, 4). Для чего прежде не голосъ сошелъ, но свѣтъ
осіялъ его? Чтобы онъ спокойно выслушалъ голосъ. Человѣкъ,
слишкомъ занятый какимъ-нибудь дѣломъ и объятый сильнымъ
гпѣвомъ, если и тысячи (людей) будутъ звать его, не обращается
НО къ нимъ, потому что онъ весь преданъ своему предмету: такъ,
чтобы не случилось этого и съ Павломъ, чтобы онъ, опьяненный
неистовствомъ отъ (прежнихъ своихъ) дѣлъ, не отвергнулъ голоса,
или даже совсѣмъ не услышалъ его, вслѣдствіе того, что всѣ
мысли свои обратилъ на опустошеніе (церкви), Христосъ свѣтомъ
сперва ослѣпилъ глаза его, укротилъ ярость, усмирилъ совсѣмъ
душевную бурю, и водворилъ въ сердцѣ его совершенную тишину,
и потомъ уже испустилъ голосъ, дабы (Савлъ), послѣ того,
какъ ннз.ложится въ немъ гордость, уже трезвою мыслію внималъ
словамъ (Господа). Савле, Савле, что Мя гониши? Слова не
столько упрекающаго, сколько защищающагося! Что Мя гониши?
Въ чемъ, маломъ или великомъ, можешь упрекнуть Меня? Чѣмъ
ты обиженъ отъ Меня? Тѣмъ ли, что Я воскресить вашихъ мерт-
всцоеъ, очистилъ прокаженныхъ, изгналъ демоновъ? Но за это
надлежало покланяться Мнѣ, а нс гнать Меня. И чтобы тебѣ
увѣриться, что эти слова: что Мя гониши? суть болѣе слова за¬
щищающагося, послушай, какъ и Отецъ Его (I. Христа) обра¬
щался къ іудеямъ съ такими же словами. Какъ Онъ говоритъ:
Савле, Савле, что Мя гониши?—такъ и Тотъ говорилъ іудеямъ:
людіе Мои, что сотворилъ вамъ, или чимъ оскорбилъ васъ (Мих. ѵі.
3)? Савле, Савле, что Мя гониши?—Вотъ ты лежишь на землѣ,
вотъ ты связанъ безъ цѣпи! Точно какъ господинъ, словивъ
и связавъ раба, многократно бѣгавшаго и дѣлавшаго много худого,
говоритъ ему- - связанному: что мнѣ теперь сдѣлать съ тобою? 1: т. о. простыхъ ігЬрующим’і.. 2) т. с. апостоловъ.