Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВСЬДА КЪ УПРВКАВПНМЪ НА ОВШИРНѲСТЬ ВОТУПЛВНІЙ.

127

Α въ посланіяхъ называѳтся онъ Павломъ: для чего жѳ Святый Д у г ь перѳнѣншгь ѳму имя? Какъ господинъ, купивъ раба
и желая показать ѳму свою власть надъ нимъ, перемѣняетъ ѳму
иия, такъ и Святый Духъ сдѣлалъ тогда. Онъ взялъ Павла въ
плѣнъ, и этотъ нѳдавно ѳще поступилъ подъ власть Святаго
Духа, Который поэтому пѳремѣнилъ ему имя, чтобы онъ изъ этого
узналъ (новую) власть надъ собою. Что нареченіе икенъ ѳсть
знакъ власти, это весьма ясно видно и иэъ того, что ны дѣлаемъ,
но ещѳ яснѣе будетъ изъ того, что Богъ сдѣлалъ съ Адамомъ.
Желая вразуігать его, что онъ царь и владыка всего, (Богъ) привѳлъ къ нену всѣгь звѣрей видѣти, что наречетъ я (Быт. п, 19),
чѣмъ и показалъ, что нареченіе именъ служитъ подтверждѳніемъ
власти. Если же хотите видѣть это и у людѳй, и знать, что берущіе
рабовъ изъ плѣна часто перемѣняютъ имъ имѳна, послушайте,
что сдѣлалъ вавилонскій царь. Онъ, ваявши въ плѣнъ Ананію,
Азарію и Мисаила, нѳ оставилъ ихъ при прежнихъ именахъ, но назвалъ — Седрахомъ, Мисахомъ и Авдѳнаго (Дан. ι, β, 7 ) . Но почему (Святый Духъ) пѳреименовалъ Павла нѳ тотчасъ, а спустя
долгое время? Потому, что, еслибы пѳреимѳновалъ его тотчасъ
послѣ ѳго обращѳнія, нѳ сдѣлалась бы явною перемѣна Павла и
обращеніе къ вѣрѣ. Напротивъ, что случается съ рабами, т. е.
что они, какъ убѣгуть и тотчасъ жѳ перемѣнятъ свои имена, такъ
и становятся неизвѣстными, тоже было бы и съ Павломъ, если
бы онъ пѳреикенованъ былъ тотчасъ, какъ оставилъ іудеѳвъ и
пришѳлъ къ намъ, никто не узналъ бы, что онъ—гонитель сталъ
евангелистомъ. Α знать, что онъ—гонитель, и сдѣлался апостоломъ, было весьма важно. Это-то и смиряло іудеевъ, что они видѣли, какъ учитель, стоявшій за нихъ, сталъ противъ нихъ.
Итакъ, чтобы внезаігаая перѳмѣна имени не скрыла пѳремѣны
воли, (Святый Духъ) попускаетъ Павлу долго носить прежнее
пмя: пусть, когда узнаютъ всѣ, что это тотъ, который прежде
гналъ церковь, пусть тогда уже, какъ это будетъ извѣстно всѣмъ,
пѳремѣнитъ онъ и имя. Α что это настоящая причина, послушай,
какъ самъ онъ говоритъ: пріидохъ въ етрапы Сирскія и Киликійскія. Вѣхъ же певпаемъ лицемъ церквамь іудейскимъ, яже въ Палестинѣ ) (Гал. I , 2 1 , 22). Если же онъ нѳ былъ извѣстенъ цѳрквамъ, бывшимъ въ Палестинѣ, гдѣ онъ жялъ, тѣмъ болѣе—бывшимъ въ другихъ мѣстахъ. Бѣхъ же незнаемъ лицемъ, говоритъ
а не имѳнемъ. Почему незнаемъ лгщемъ? Потому что никто изъ
вѣрующихъ не смѣлъ и видѣть ѳго, когда онъ преслѣдовалъ
насъ: такъ онъ дышалъ убійствомъ, такого исполненъ былъ не]

*) В ъ сдАвансв. тевотѣ: яжеο Хриетѣ.