Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
126

ТВОРШПЯ ОВ. ІОАЛНІ 8ЛАТОУОТАГО.

нѳ нуяшы вступлвнія, не нужно приготовлвнів; нѣтъ, онъ, лшпь
толысо услышитъ говорящаго, понимаетъ сішслъ рѣчи. Но чѳловѣкъ, большую часть вренѳни проводящій въ дѣлахъ мірскихъ,
а сюда приходящійТна малое и кратков время, ѳсли не выслушаетъ вступдешя, ѳсли не увидитъ, что ѳму со всѣхъ сторонъ
напѳредъ открыть путь къ слову, выйдетъ отсюда безъ всякой
пользы. Впрочемъ, нѳ это только причиною обширности напгахъ
вступленій; ѳсть и другая, не менѣе важная причина. Иаъ этого
множества слушателей, одни приходятъ, а другіе часто не приходятъ. Итакъ, нѳобходимо — пришѳдпшхъ похвалить, а не пришедпшхъ побранить, чтобы тѣ отъ похвалъ стали ещѳ усерднѣе,
а эти изъ-за упрѳковъ бросили лѣность. Бсть и ещѳ причина, по которой вступлешя нужны для васъ. Мы часто беремъ для бѳсѣды прѳдметъ довольно обширный, — такой, котораго нѳвозможно довести до конца въ одинъ дѳнь, напротивъ, намъ бываетъ нуженъ и второй и третШ и четвѳртый
дѳнь для изъяснешя того же самаго предмета. Поэтому надобно и въ этотъ второй день повторить конѳцъ прежняго поученія, чтобы чрезъ такоѳ соединеше конца съ началомъ сдѣлать
изслѣдованіѳ яснѣе для присутствующихъ, и чтобы слово, лишѳшое связи съ прѳдыдущимъ, не было темно для слушателей.
И чтобы увѣриться тебѣ, что слово безъ вступлѳнія никому не
будетъ понятно, вотъ я, для опыта, прѳдставляю тѳперь слово
безъ вступлѳнія. Воззрѣвъ же нань Іисусъ реке: ши еси Силонъ
еынъ Іошмъ: ты наречешися Кифа, еже сказутея Петръ (Іоан. I ,

42). Видите, понимаете ли вы это изрѳчеше? Знаетѳ ли связь и
причину, почему оно сказано? Это оттого, что я прѳдложилъ это
изреченіе безъ вступленія, и поступилъ такъ же, какъ еслибы кто
вывелъ на зрѣлище человѣка, закрытаго со всѣхъ сторонъ. ОтIS7 кроемъ же его, давпга ѳму вступлѳніѳ. Нѳдавно было здѣсь у насъ
слово ο Павлѣ, когда мы бесѣдовали объ имѳнахъ, и изслѣдовали, почему онъ нѣкогда назывался Савломъ, а потомъ названъ
Павломъ. Отсюда перѳшли мы къ древней исторіи, и пересмотрѣли всѣхъ имѣвпшхъ прозванія. Потомъ тутъ жѳ вспомнилн I I
ο Симонѣ, и ο Христовыхъ словахъ, сказанныхъ ему: ты ееи Симонъ сыпъ Іонинъ:

ты наречешися Кифа, еже сказуется Петръ.

Видишь, какъ незадолго казавшѳеся непонятнымъ стало тѳперь
ионятнѣе? Точно, какъ тѣлу нужна головаДдереву корѳнь и рѣкѣ
источникъ, такъ и слову вступленіе. Итакъ, когда мы поставили
васъ на начало того же пути, и показали связь (настоящей бесѣды съ цредыдущими), то зайибнся уже самымъ вступленіемъ
исторіи (о Павлѣ). Саелъ же еще дыхая прещеніемъ и уаійстеомъ
на ученики Господни (Дѣян. I X , 1).
л