Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
введи кг упрекавшимъ на обширность вступленій. 127 А въ посланіяхъ называется онъ Павловъ: для чего же Свя¬
тый Духъ перецѣнилъ ему имя? Какъ господинъ, купивъ раба
и желая показать ему свою власть надъ нимъ, перемѣняетъ ему
имя, такъ и Святый Духъ сдѣлалъ тогда. Онъ взялъ Павла въ
плѣнъ, и этотъ недавно еще поступилъ подъ власть Святаго
Духа, Который поэтому перемѣнялъ ему имя, чтобы онъ изъ этого
узналъ (новую) власть надъ собою. Что наречете именъ есть
знавъ власти, это весьма ясно видно и изъ того, что мы дѣлаемъ,
но еще яснѣе будетъ изъ того, что Богъ сдѣлалъ съ Адамомъ.
Желая вразумить его, что онъ царь и владыка всего, (Богъ) при¬
велъ къ нему всѣхъ звѣрей видпти, что наречетъ я (Быт. п, 19),
чѣмъ и показалъ, что нареченіе именъ служитъ подтвержденіемъ
власти. Если же хотите видѣть это и у людей, и знать, что берущіе
рабовъ изъ плѣна часто перемѣняютъ имъ имена, послушайте,
что сдѣлалъ вавилонскій царь. Онъ, взявши въ плѣнъ Ананію,
Азарію и Мисаила, не оставилъ ихъ при прежнихъ именахъ, но на¬
звалъ — Седрахомъ, Мисахомъ и Авденаго (Дан. і, в, 7). Но по¬
чему (Святый Духъ) переименовалъ Павла не тотчасъ, а спустя
долгое время? Потому, что, еслибы переименовалъ его тотчасъ
послѣ его обращенія, не сдѣлалась бы явною перемѣна Павла и
обращеніе въ вѣрѣ. Напротивъ, что случается съ рабами, т. е.
что они, какъ убѣгутъ и тотчасъ же перемѣнятъ свои имена, такъ
и становятся неизвѣстными, тоже было бы и съ Павломъ, если
бы онъ переименованъ былъ тотчасъ, какъ оставилъ іудеевъ и
пришелъ къ намъ, никто не узналъ бы, что онъ—гонитель сталъ
евангелистомъ. А знать, что онъ—гонитель, и сдѣлался апосто¬
ломъ, было весьма важно. Это-то и смиряло іудеевъ, что они ви¬
дѣли, какъ учитель, стоявшій за нихъ, сталъ противъ нихъ.
Итакъ, чтобы внезапная перемѣна имени не скрыла перемѣны
воли, (Святый Духъ) попускаетъ Павлу долго носить прежнее
имя: пусть, когда узнаютъ всѣ, что это тотъ, который прежде
гналъ церковь, пусть тогда уже, какъ это будетъ извѣстно всѣмъ,
перемѣнить онъ и имя. А что это настоящая причина, послушай,
какъ самъ онъ говоритъ: пріидохь въ страны Сирскія и Киликій¬
скія. Вѣхъ же незнаемъ лицемъ церквамъ іудейскимъ, яже въ Па- ізь
лестинѣ ') (Гал. 1, 21, 22). Если же онъ не былъ извѣстенъ церк¬
вамъ, бывшимъ въ Палестинѣ, гдѣ онъ жилъ, тѣмъ болѣе—быв¬
шимъ въ другихъ мѣстахъ. Вѣхъ же незнаемъ лицемъ, говоритъ
а ие именемъ. Почему незнаемъ лицемъ? Потому что никто изъ
вѣрующихъ не смѣлъ и видѣть его, когда онъ преслѣдовалъ
насъ: такъ онъ дышалъ убійствомъ, такого исполненъ былъ не- *)*) Въ сдавансв. тевотЪ: яже о Христѣ.