Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
10 ТВОРКНІЯ СВ. ЮАПІІЛ ЗЛАТО УСТА го. сятъ ему тьму зла. А Богъ, напротивъ, все двигалъ и направлялъ
къ тому, чтобы освободить его (должника) отъ долговъ. У насъ
взыскать (долгъ)—богатство, а у Бога простить—богатство. Мы
богатѣемъ, когда получимъ долги, а Богъ тогда особенно бываетъ
25 богатъ, когда проститъ долги; богатство Божіе есть спасеніе лю¬
дей, какъ говоритъ Павелъ: богатъ сый во всѣхъ (и на всѣхъ) при-
эывающихъ Его (Рим. х, 12). Но, можетъ быть, скажетъ кто: какъ
же это, тотъ, кто хотѣлъ оставить и простить вину, приказалъ
продать его? Это-то самое особенно и доказываетъ его человѣко¬
любіе. Но не будемъ спѣшить, послѣдуемъ въ порядкѣ за раз¬
сказомъ притчи. Не имущу же ему воздати, говорится. Что зна¬
читъ: не имущу ему воздати? Опять усиленное свидѣтельство о не¬
исправности (должника). Когда говорится: не и.и ущу ему воздати,
говорится не что иное, какъ то, что онъ былъ чуждъ добродѣте¬
лей, не имѣлъ ни одного добраго дѣла, которое бы можно было
вмѣнить ему въ отпущеніе грѣховъ, потому что вмѣняются, не¬
сомнѣнно вмѣняются, намъ въ отпущеніе грѣховъ добрыя дѣла,
какъ и вѣра въ правду: не дѣлающему, вѣрующему же во оправдаю-
щаго нечестива, вмѣняется вѣра его въ правду (Рим. іѵ, 5). И что
говорю о вѣрѣ и о добрыхъ дѣлахъ, когда и скорби вмѣняются
памъ въ разрѣшеніе грѣховъ? Это доказываетъ Христосъ прит¬
чею о Лазарѣ, когда вводитъ Авраама, говорящимъ богачу, что
Лазарь воспріялъ въ животѣ своемъ злая, и за это здѣ утѣшается
(Лук. хѵі, 25). Доказываетъ и Павелъ, когда пишетъ къ Корин¬
ѳянамъ о прелюбодѣѣ, и говоритъ такъ: предайте токоваго сатанѣ
во изможденіе плоти, да духъ спасется (1 Кор. ѵ, 5). Вразумляя и
’ другихъ грѣшниковъ, онъ говорилъ такъ: сего ради въ васъ мнози
немощни и недужливи, и спятъ довольни. Аще 6о дыхомъ себе раз¬
суждали, не быхомъ осуждени были. Судими же отъ Гопода, нака-
зуемся, да не съ міромъ осудимся (1 Кор. хі, 30—32). Если же вмѣ¬
няются намъ въ оставленіе грѣховъ if искушеніе, и болѣзнь, и
немощь, и изможденіе плети, которыя мы терпимъ непроизвольно
и не сами себѣ причиняемъ, тѣмъ болѣе (вмѣняются) подвиги,
совершаемые нами добровольно и съ усердіемъ. Но этотъ (дол¬
жникъ) былъ чуждъ всякаго добра, а грѣховъ имѣлъ невыноси¬
мое бремя; поэтому и говорится: не имущу же ему воздати, повелѣ
его продати (Матѳ, хѵш, 25). Отсюда-то особенно можно узнать
человѣколюбіе господина, что онъ и сдѣлалъ разсчетъ, и приказалъ
продать его, потому что и то и другое сдѣлалъ онъ для того, чтобы
не продать его. Изъ чего это видно? Изъ конца. Если бы онъ хо¬
тѣлъ продать его, кто бы воспрепятствовалъ, кто бы удержалъ? 6. Итакъ, для чего же онъ приказалъ, не имѣя намѣренія
исполнить (этого приказанія)? Для того, чтобы увеличить страхъ