Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
124 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ070ТАГО. него. Какое же это дѣло? Послушайте — и узнаете, что всякій,
будь онъ равенъ Моисею, имѣетъ нужду въ совѣтникѣ, и что вещи,
укрывающіяся отъ великихъ и важныхъ людей, часто нс укры¬
ваются отъ малыхъ и простыхъ. Когда Моисей вышелъ изъ Египта
и былъ въ пустынѣ, стояху предъ нимъ вей людіе (Исх. хѵііі, 18—
16), шестьсотъ тысячъ, и онъ рѣшалъ жалобы всѣхъ, у кого только
была ссора другъ съ другомъ. Увидѣвши, что онъ такъ дѣлаетъ,
тесть его Іоѳоръ, человѣкъ необразованный,, жившій въ пустынѣ,
ізг, пе знавшій ни законовъ, ни правилъ общежитія, напротивъ, жив-
' шій въ нечестіи (а какое можетъ быть, болѣе этого, сильное дока¬
зательство невѣжества—вѣдь Нѣтъ ничего безумнѣе язычниковъ?),
однакожъ этотъ иноплеменникъ, нечестивецъ, невѣжда, увидѣвши,
что Моисей дѣлаетъ не такъ, поправилъ ert)—мудраго и разум¬
наго, и друга Божія. Сказавъ: почто сіи предстоятъ тебѣ (ст. 14),
и узнавъ причину, онъ говоритъ Моисею: не право ты твориши сіе
(ст. 17). Совѣтъ съ укоризною, и однакожъ Моисей не раздражился;
нѣтъ, терпѣливо снесъ этотъ мудрый, разумный и другъ Божій,
начальствовавшій надъ столькими тысячами. Вѣдь, и это немало¬
важно, что его училъ человѣкъ необразованный и простой. И не
надмили его—ни чудеса, имъ совершенныя, ни великая власть; и
не постыдился онъ того, что его поправляли при подчиненныхъ.
Нѣтъ, подумавъ, что, хотя онъ и совершилъ великія знаменія, од¬
накожъ имѣетъ человѣческую природу, отъ которой часто укры¬
вается многое, онъ скромно принялъ совѣтъ. А многіе, чтобы не
показать, что они нуждаются въ совѣтѣ, нерѣдко скорѣе рѣшаются
лишиться пользы, ожидаемой отъ совѣта, нежели принять вразум¬
леніе и исправить грѣхи; лучше хотятъ оставаться въ невѣжествѣ,
чѣмъ поучиться: о томъ не разсуждаютъ, что не ученіе, а незнаніе—
позорно, что унизительно не учиться, а оставаться въ невѣжествѣ,
не обличеніямъ подвергаться, а грѣшить безъ исправленія. Вѣдь
можетъ, точно можетъ и человѣкъ малый и простой найтись въ
иномъ дѣлѣ, въ которомъ часто не найдется умный и великій. Зная
это, Моисей со всею^скромностію слушалъ своего тестя, когда онъ
совѣтовалъ и говорилъ: сотвори себѣ тысященачалшики, стоначаль-
ники, пятьдесятоначальники, десятоначальники: и слово неудоборѣиш-
тельное донесутъ къ тебѣ, легкое же да судятъ они (Исх. хѵш, 21, 22).
Услышавъ это, Моисей не устыдился, не покраснѣлъ, не посовѣг
стился подчиненныхъ, не сказалъ про себя: „меня станутъ прези¬
рать подчиненные, если я, начальникъ, буду учиться у другого
тому, что мнѣ дѣлать"; напротивъ, •онъ послушался и исполнилъ
приказаніе. И не постыдился онъ не только своихъ современниковъ,
но и насъ, потомковъ; напротивъ, какъ бы красуясь даннымъ ему
I отъ тестя вразумленіемъ, пе только тогдашнихъ людей, но и жив-