Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
122 ТВОРКШЯ ОВ. ІОАННА 8ЖАТОТОТАГО. легко переносить обличенія въ грѣхахъ. Чтб лѣкарства для ранъ,
то обличенія для грѣховъ. Значитъ, какъ отвергающій лѣкарства
неразуменъ, такъ и не принимающій обличеній безразсуденъ. Но
многіе часто раздражаются, думая про себя и говоря: „мнѣ ли,
умному и образованному, терпѣть отъ такого-то?“ А того не знаютъ,
что это самое доказываетъ крайнюю ихъ глупость. Видіьхъ, гово¬
рить Соломонъ, мужа непщевавша себе мудра быти, упованіе же
имать безумный паче его (Притч. ххѵі, 12). Поэтому и Павелъ го¬
воритъ: не бывайте мудри о себѣ (Рим. хп, 16). Сколько ни уменъ
' ты, сколько ни проницателенъ въ добрѣ, но ты—человѣкъ п имѣ¬
ешь нужду въ совѣтникѣ. Одийъ Богъ ни въ чемъ не нуждается;
Онъ одинъ не имѣетъ нужды и въ совѣтникѣ. Почему объ Немъ
одномъ и говорится: кто ураэумп умъ Господень, или кто совѣтникъ
ему быть (Рим. хі, 34)? А мы, люди, какъ бы умны ни были, ты¬
сячекратно подвергаемся упрекамъ, и этимъ обличается слабость
нашей природы. Не могутъ, сказано, вся быти въ человѣцѣхъ —
почему? яко не безсмертенъ сынъ человѣческій (Сир. хѵп, 28, 29).
Чтб свѣтлѣе солнца? Однакожъ и оно затмѣваѳтся. Какъ этотъ
(солнечный) ясный свѣтъ, этотъ блестящій лучъ закрываетъ насту¬
пившая тьма,такъ часто и на нашъ умъ, сіяющій, свѣтящій какъ бы въ
самый полдень, находитъ глупость и затемняетъ его; и вотъ,
умный не видитъ дѣла, а кто и глупѣе его, тотъ видитъ дѣло
лучше его. А такъ бываетъ для того, чтобы и умный не гордился,
и простой человѣкъ не почиталъ себя несчастнымъ. Великое
благо — быть въ состояніи сносить обличенія; великое благо
умѣть обличать,—это (послѣднее) есть признакъ величайшей за¬
ботливости (о ближнемъ). Но вотъ мы, если увидимъ, что у кого
либо туника ‘) свалилась съ плечъ, или другая одежда лежитъ
худо, замѣчаемъ ему это и поправляемъ; а если увидимъ, что
у него жизнь развращенная, то не выронимъ ни слова. Если уви¬
димъ, что онъ ведетъ позорную жизнь, то проходимъ мимо;
между тѣмъ худое положеніе одежды только смѣшно, а (грѣховное
состояніе) души опасно и бѣдственно. Ты видишь, скажи мнѣ,
что братъ твой стремится въ пропасть, живетъ небрежно, не
смотритъ на чтб слѣдуетъ, — и не подаешь руки, не поднимаешь
134 падшаго, не упрекаешь и не обличаешь, но думаешь, что лучше
не огорчить и не обезпокоить его, чѣмъ позаботиться о его спа¬
сеніи? Какое же получишь ты отъ Бога снисхожденіе и проще¬
ніе? Не слышалъ ли ты, что Богъ іудеямъ (повелѣлъ) не оставлять
безъ попеченія рабочій скотъ даже враговъ, когда онъ блуждаетъ, *) Исподнео платье, которое греки и римляне посели подъ тогою г ли
верхнимъ платьемъ.