Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
вгоѣді къ

Р О П Т А В П Ш М Ъ Н А ПРОДОЛЖЖТѲЛЬНООТЬ П О У Ч Е Н І Й .

119

сродство (съ нами). Кто жѳ, скажвшь, этотъ еторый челоткъі Іосподь съ небеее. Но, меня, скажешь, соблазняетъ мѣсто, ο которомъ
говорится—еъ небесе. Когда ты услышшпь, что первий человѣкъ
Адаігь отъ земли перстенъ, ужели считаѳшь его зѳмлянымъ и думаешь, что онъ только пѳрстный и не имѣѳтъ (въ сѳбѣ) безтѣлѳсной силы,—то ѳсть, души и ея природы? Кто можѳтъ это сказать? Стало бьпъ, какъ слыша объ Адамѣ, что онъ былъ пѳрстный, не думаѳшь, что онъ былъ тѣломъ безъ души, такъ и слыша:
Господь съ пебесе, не отвергай воплощѳнія изъ-за прибавленія: съ
небесе. Такимъ образомъ первоѳ имя достаточно оправдано: Адамъ
названъ такъ по имеви матери для того, чтобы ι ; думалъ ο себѣ
свышѳ своей силы, чтобы былъ огражденъ цэоиівъ оболыцѳнія
со стороны діавола, который точно и сказалъ: будете яко бози.
Тѳперь ж е перейдѳмъ къ другому человѣку, который еще до рожденія получилъ имя отъ Бога, и прѳркатимъ слово. Ктожепослѣ
Адама получилъ отъ Бога иня еще до своего рожденія? Исаакъ.
Се, сказалъ Богь, Сарра жена твоя зачнетъ во чревѣ и родитъ
еына, и наречеши имя ему Леаакъ (Быт. хѵп, 1 9 / И Сарра, какъ

родила его, дала ему имя Исаакъ, говоря: смѣхъ мпѣ сотвори
Господь (ххі, б^. Почему? Кто, говоритъ, возвѣстгтъ Аврааму, яко
млекомъ питаетг отроча Сарра (—7β Тѳперь слушайте меня со

вниманіемъ, чтобы увидѣть вамъ чудо. Нѳ сказала (Сарра), что ш
она родила дитя, но — что млекомъ питаетъ. Чтобы не счелъ кто
младенца подкинутымъ, источники молока удостовѣряли въ законности его рожденія; такъ что, и самъ онъ, вспоминая свое имя,
(впослѣдствіи) находилъ (въ немъ) достаточное вразумленіе ο
своѳмъ чудѳсномъ рожденіи. Потому говорила она: емѣхъ мнѣ сотеори Господь, что всѣ видѣли, какъ ясешцина, состарѣвшаяся и
дожившая до самыхъ прѳклонныхъ лѣтъ, имѣетъ груднаго младѳнца.
Смѣхъ напоминалъ ο милости Божіей, а питаніе млекомъ свидѣтельствовало ο чудесномъ рожденіи, потому что ѳто было нѳ дѣло
природы, но вполнѣ дѣйствіѳ благодати. Потому и Павѳлъ говоритъ: по Исааку обѣтовапія чада есми (Гал. іѵ, 28). Какъ тамъ

сдѣлала все благодать, такъ и здѣсь произошелъ"онъ изъ утробы,
уже охладѣвшей. Ты вышелъ изъ холодной воды: значитъ, что
для него была утроба, то для тѳбя купѳль водная. Такъ, видишь
сходство рождѳнія? Видишь единство благодати? Видишь, какъ
природа вездѣ бездѣйственна, и все совершаетъ сила Боясія? Поэтому-то, і ш по Исааку обѣтованія чада есмы. Но ѳсть ѳщѳ юдинъ і82

вопросъ: объ насъ сказано, что і ш не отъ крове, ни отъ похоти
плотекія (Іоанн. і, 18). Какъ жѳ это? И Исаакъ не отъ крове, потому что~-4ъреспита Саррѣ вывати жепсхая (Быт. хѵш, 11). Изсякли источники крови, истощилось сѣмя рожденія, безшіодна