Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ввоаді къ роптавшимъ НА продолжительность поученій. 119 сродство ('съ нами). Кто же, скажешь, этотъ вторые человѣкъ! Iос¬
новъ съ небесе. Но, меня, скажешь, соблазняетъ мѣсто, о которомъ
говорится—съ небвсе. Когда ты услышишь, что первый человѣкъ
Адамъ отъ земли перетекъ, ужели считаешь его землянымъ и ду¬
маешь , что онъ только перстный и не имѣетъ (въ себѣ) безтѣ¬
лесной силы,—то есть, души и ея природы? Кто можетъ это ска¬
зать? Стало быть, какъ слыша объ Адамѣ, что онъ былъ перег¬
ний, не думаешь, что онъ былъ тѣломъ безъ души, такъ и слыша:
Господь съ кебесе, не отвергай воплощенія изъ-за прибавленія.' съ
небесе. Такимъ образомъ первое имя достаточно оправдано: Адамъ
названъ такъ по имени матери для того, чтобы і; думалъ о себѣ
свыше своей силы, чтобы былъ огражденъ фоіивъ обольщенія
со стороны діавола, который точно и сказалъ: будете яко бози.
Теперь же перейдемъ къ другому человѣку, который еще до рож¬
денія получилъ имя отъ Бога, и прѳркатимъ слово. Кто же послѣ
Адама получилъ отъ Бога имя еще до своего рожденія? Исаакъ. Се, сказалъ Богъ, Сарра жена твоя зачнетъ во чревѣ и родитъ
сына, и наречеши имя ему Исаакъ (Быт. хѵп, 19/ И Сарра, какъ
родила его, дала ему имя Исаакъ, говоря: смѣхъ мнѣ сотвори
Господь (ххі, 6/ Почему? Кто, говоритъ, возвѣститъ Аврааму, яко '
млекомъ питаетъ отроча Сарра (—7/1 Теперь слушайте меня со
вниманіемъ, чтобы увидѣть вамъ чудо. Не сказала (Сарра), что ш
она родила дитя, но — что млекомъ питаетъ. Чтобы не счелъ кто
младенца подкинутымъ, источники молока удостовѣряли въ за¬
конности его рожденія; такъ что, и самъ онъ, вспоминая свое имя,
(впослѣдствіи) находилъ (въ немъ) достаточное вразумленіе о
своемъ чудесномъ рожденіи. Потому говорила она: смѣхъ мнѣ со¬
твори Господь, что всѣ видѣли, какъ женщина, состарѣвшаяся и
дожившая до самыхъ преклонныхъ лѣтъ, имѣетъ труднаго младенца.
Смѣхъ напоминалъ о милости Божіей, а питаніе млекомъ свидѣ¬
тельствовало о чудесномъ рожденіи, потому что это было не дѣло
природы, но вполнѣ дѣйствіе благодати. Потому и Павелъ гово¬
ритъ: по Исааку обѣтованія чада есмы (Гал. іѵ, 28). Какъ тамъ
сдѣлала все благодать, такъ и здѣсь произошелъ’онъ ивъ утробы,
уже охладѣвшей. Ты вышелъ изъ холодной воды: значитъ, что
для него была утроба, то для тебя купель водная. Такъ, видишь
сходство рожденія? Видишь единство благодати? Видишь, какъ
природа вездѣ бездѣйственна, и все совершаетъ сила Божія? По-
этому-то, мы по Исааку обѣтованія чада есмы. Но есть еще .одинъ і82
вопросъ: объ насъ сказано, что мы не отъ крове, ни отъ похоти
плотскія (Іоанн. і, 18). Какъ же это? И Исаакъ не отъ крове, по¬
тому что—престата Саррѣ бывати женская (Быт. хѵш, 11). Из¬
сякли источники крови, истощилось сѣмя рожденія, безплодна