Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
118 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУОТАГО. созданнаго изъ земли человѣка назвалъ, по имени матери, Ада¬
момъ: та—Эдемъ; онъ—Адамъ. 4. Но чтоже изъ этого за польза? Люди называютъ (дѣтей)
по имени матерей въ честь родившихъ женъ: Богъ для чего на¬
звалъ (человѣка) по имени матери? Что, великое или малое, хо¬
тѣлъ Онъ сдѣлать изъ этого? Точно, — Онъ ничего не дѣлаетъ
безъ причины и безъ намѣренія, но (все дѣлаетъ) съ великимъ
разумомъ и премудростію, такъ какъ разума его нѣсть числа (Псал.
схьѵі, 5). Эдемъ значитъ — земля; Адамъ—земной, перстный, изъ
земли рожденный. Для чего же Богъ такъ назвалъ его? Этимъ име¬
немъ Онъ хотѣлъ напомнить ему ничтожество природы его, и на
имени, какъ бы на мѣдномъ столпѣ, выставить низость его про¬
исхожденія, чтобы имя учило его смиренномудрію, чтобы не слиш¬
комъ много думалъ онъ о своемъ достоинствѣ. Мы, уже по са¬
мому опыту ясно знаемъ, что мы—земля, а онъ не видалъ, что-
180 бы кто-либо прежде его умеръ и обратился въ прахъ, но пре¬
красно было тѣло его, и сіяло подобно золотой статуѣ, только что
вынутой изъ горна. Итакъ, чтобы красота вида не надмила его
гордостію, (Богъ) противопоставилъ ей имя, которое могло дать
дбстаточный урокъ смиренія, потому что и діаволъ уже готовъ
былъ придти (къ Адаму), и внушать ему гордость, готовъ былъ
сказать ему: будете яко бози. Итакъ, чтобы онъ, помня свое имя,
вразумлявшее его, что онъ земля, никогда не мечталъ о равенствѣ
съ Богомъ, (Богъ) предупреждаетъ его совѣсть посредствомъ
имени, напередъ давая ему, въ самомъ наименованіи, достаточное
предостереженіе противъ навѣта, угрожавшаго ему со стороны
лукаваго демона, въ одно время и напоминая ему родство его съ
землею, іі показывая все благородство природы, какъ бы такъ
говоря: если кто скажетъ тебѣ, что ты будешь какъ Богъ, вспомни
имя (свое)—и получишь достаточный урокъ, чтобы не принять такого
внушенія, вспомнио матери (своей),—и изъ этогородства познай (свое)
ничтожество, не для того, чтобы научиться уничиженію, но чтобы ни-
когда'не впасть въ гордость. Поэтому и Павелъ говоритъ: первый чело¬
вѣкъ Адамъ отъ земли перстенъ (1 Кор.хѵ, 47). Онъ хотѣлъ изъяснить
намъ, что значитъ имя — Адамъ, потому и сказалъ: отъ земли
перстенъ. Вторый человѣкъ Господь съ небесе. Здѣсь нападаютъ на
насъ еретики, и говорятъ: вотъ, Христосъ не принялъ на себя
плоти, потому что (апостолъ) говоритъ: вторый человѣкъ Господь
съ небесе. Слышишь: вторый человѣкъ, и говоришь, что не принялъ
на себя плоти? Что можетъ сравниться съ этимъ безстыдствомъ?
Въ самомъ дѣлѣ, какой человѣкъ не имѣетъ плоти? (Апостолъ)
для того и назвалъ Его (Христа) человѣкомъ, и вторымъ чело¬
вѣкомъ, чтобы и изъ числа, и изъ природы ты увидѣлъ Его