Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
вводи къ РОПТАВШИМЪ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНІЙ. 117 статель получилъ имя прежде самаго зачатія и рожденія, такъ
и въ ветхомъ Авраамъ и Іаковъ переименованы въ зрѣломъ воз¬
растѣ,—потому что одинъ прежде назывался Аврамомъ, а потомъ
названъ Авраамомъ, а другой прежде именовался Іаковомъ, по¬
томъ названъ Израилемъ. Но Исаакъ уже не такъ, онъ получаетъ
имя прежде самаго рожденія; и какъ тамъ ангелъ сказалъ: жена
твоя зачнетъ во чревѣ и родитъ сына, и наречеши имя е.иу Іоаннъ
такъ и здѣсь Богъ сказалъ Аврааму: жена твоя Сарра родитъ
сына, и наречеши ему имя Исаакъ (Быт. хѵіі, 19). Итакъ, первый
вопросъ: почему одни переименованы, а другіе нѣтъ? Второй за
нимъ: отчего одни въ зрѣломъ возрастѣ, а другіе еще прежде
рожденія,—и это въ обоихъ; завѣтахъ? Мы обратимся прежде ко
второму,—потому что такимъ образомъ и первый будетъ яснѣе; 12о
посмотримъ на тѣхъ, которые получили имена сначала, и восходя
мало-по-малу, дойдемъ до перваго человѣка, получившаго имя
отъ Бога, чтобы вопросы рѣшились съ самаго начала. Итакъ,
кому первому Богъ далъ имя? Кому же иному, какъ не тому, кто
первый сотворенъ, потому что (до него) и не было никакого дру¬
гого человѣка, которому бы можно было дать имя? Какъ же онъ
назвалъ его? По-еврейски Адамомъ. Это имя не греческое, и въ
переводѣ на греческій языкъ значитъ не иное что, какъ—земный. • Эдемъ означаетъ дѣвственную землю, а это была та страна, въ
которой насадилъ Богъ рай. Насади, говоритъ Писаніе, Богъ рай
во Едемѣ на воетоцѣхъ (Быт. п, 8), чтобы зналъ ты, что рай былъ
дѣдомъ рукъ не человѣческихъ; земля была дѣвственною, не при¬
нимала въ себя плуга, не была избороздена, но, не тропутая ру-
куми земледѣльцевъ, по одному повелѣнію (Божію) произрастила
тѣ древа. Поэтому-то (Богъ) и назвалъ ее Эдемомъ, что значитъ
дѣвственная земля. Эта дѣва была образомъ иной дѣвы. Какъ
эта земля произрастила намъ рай, не принявши въ себя сѣмянъ,
такъ и та (Дѣва), не пріявши сѣмени мужескаго, произрастила
намъ Христа. Итакъ, если іудей спроситъ у тебя: какъ родила
Дѣва? Скажи ему: а какъ дѣвственная земля произрастила тѣ
чудныя древа, потому что Эдемъ по-еврейски значитъ: дѣвствен¬
ная земля? И если кто не вѣритъ, пусть спроситъ у знающихъ
еврейскій языкъ, и увидитъ, что таково именно значеніе имени
Эдемъ. Хоть я говорю съ незнающими (еврейскаго языка), одна¬
кожъ не хочу поэтому обмануть васъ, но, стараясь сдѣлать васъ
непобѣдимыми, изъясняю вамъ все съ точностію, какъ будто бы
здѣсь присутствовали знающіе это противники. Итакъ, поелику
человѣкъ созданъ былъ изъ эдемской дѣвственной земли, то и
названъ Адамомъ по имени матери. Такъ дѣлаютъ часто и люди,
называя рождающихся дѣтей по имени матерей; такъ и Богъ