Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БКСѢДА НА ПРИТЧУ о должникъ. 9 помышленіе чмовѣческое иеповѣетея Тебѣ? То есть, не коварно ли
п злонамѣренно говорилъ ты съ братомъ, не хвалилъ ли его
устами и языкомъ, а въ сердцѣ не пожелалъ ли зла и не поза¬
видовалъ ли ему? На это же самое указывая, т. е. что мы под¬
вергнемся суду нс за одни дѣда, но и за помыслы, Христосъ ска¬
залъ: иже вощштъ на жену, ко еже вожОе. гѣти ея, уже любодѣй-
етвова еъ нею т> сердцѣ споемъ (Матѳ, ѵ, 28). Хотя грѣхъ не вы¬
шелъ еще въ дѣло, а остается пока въ сердцѣ, но и при этомъ
не можетъ остаться безъ вины тотъ, кто смотритъ на красоту
женскую для того, чтобы возжечь похоть блудную. Итакъ, когда
услышишь, что господинъ стнзуетея о словеси съ рабы своими, не
проходи безъ вниманія этого изреченія, но представь себѣ людеіі
всякаго достоинства, всякаго возраста, обоихъ половъ, мужей и
женъ, подумай, каково тогда будетъ судилище, припомни всѣ
грѣхи свои. Хоть самъ ты и забудешь свои преступленія, но Богъ
никогда не забудетъ, и представитъ всѣ (грѣхи) предъ глаза
нашп, если только мы не предупредимъ загладить ихъ теперь
покаяніемъ и исповѣдью н тѣмъ, что никогда не будемъ злопа-
мятствовать на блпяшяго. Для чего же Онъ дѣлаетъ этотъ раз-
счетъ? Не потому, чтобы Онъ не зналъ (какъ не знать Тому, Кто
зналъ всѣ вещи прежде пхъ бытія?), но для того, чтобы убѣдить
тебя—раба, что всѣмъ, чѣмъ пн долженъ ты, долженъ по правд ѣ;
а лучше сказать, не для того, чтобы ты только узналъ, но чтобы
и очистился. Такъ и пророку для этого повелѣлъ Опъ говорить о
грѣхахъ іудеевъ: глаголи, говоритъ, бе-ззаконія ихъ дому Іаковлю, и
грѣхи ихъ дому Исраилепу (Ис. і.ѵш, 1), не для того, чтобы они
только услышали, но чтобы исправились. Наченшу же ему стяза-
тися, приведоша ему единаго должника пииою талантъ (Матѳ, хѵш,
34). Такъ, вотъ сколько ему было довѣрено, и столько-то онъ из¬
держалъ! Огромное количество долга! Но бѣда была не въ этомъ
только, но и въ томъ еще, что онъ первый приведенъ былъ къ
господину. Если бы привели его въ слѣдъ уже за многими дру¬
гими исправными (должниками), не такъ было бы удивительно то,
что господинъ не разгнѣвался: исправность вошедшихъ прежде
могла сдѣлать его болѣе снисходительнымъ къ послѣдующимъ за
ними неисправнымъ. Но что введенный первымъ оказался неис¬
правнымъ, и, не смотря на такую неисправность, нашелъ одна¬
кожъ господина человѣколюбивымъ, вотъ это особенно удиви¬
тельно и необычайно. Люди, когда найдутъ доляшиковъ, обра¬
дуются такъ, какъ будто бы нашли добычу п ловъ, и дѣлаютъ
все, чтобы взыскать весь долгъ; если же это не удается имъ но
бѣдности должниковъ, то они гнѣвъ свой изъ-за денегъ изли¬
ваютъ на бѣдное тѣло несчастныхъ: сѣкутъ и бьютъ его, и нано-