Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
114

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО.

окончѳно по множѳству прѳдставившихся предметовъ. Чтожъ ѳто
такое? Мы начали разсуждать ο пѳремѳнѣ имѳнъ, какія Богъ далъ
Святымъ. Прѳдметъ этотъ съ пѳрваго разу кажется маловажнымъ,
но, если вникнуть тщательно, заключаетъ въ сѳбѣ великое сокровище. Вѣдь и золотоносную эеилю — въ рудникахъ люди не126 опытные и разсматривающіе безъ вниманія считаютъ только обыкновенною землею, не заключающѳю въ сѳбѣ ничѳго болѣѳ, какъ и
всякая другая земля, но кто разсматриваетъ еѳ опытнымъ глазомъ,
тѣ понимаютъ достоинство зтой земли, и, бросивъ еѳ въ оговъ,
открываютъ все ея превосходство. Такъ и въ отношѳніи къ божественному Писанію: тѣ, которые читаютъ слова безъ внимашя,
думаютъ, что это простыя слова и нѣтъ въ нихъ ничѳго особеннаго, а разсматривающіе ихъ очами вѣры, — испытывая ихъ огнѳмъ духа, какъ тѣ орудіями искусства,—легко увидятъ все, заключающееся въ нихъ золото. Съ чѳгоже началось тоизслѣдованіе? Мы вѣдь не безъ причины пустились въ это разсмотрѣше,—
чтобы кто-нибудь не сталъ упрѳкать насъ въ нѳпослѣдовательности; нѣтъ, мы захотѣли разсказать ο дѣлахъ Павла, по случаю чтешя Дѣяній Апостольскихъ, и косдулись начала этой исторіи.
Α начало повѣствованія нашли вотъ какое: Савлъ же дыхая прещеніемъ и убійетвомъ па ученики Господпи (Дѣян. іх, 1). Васъ тот-

часъ поразила перемѣна имѳни, потому что во всѣхъ посланіяхъ
и въ ихъ вступленіяхъ находимъ, что онъ называѳтся не Савломъ, а Павломъ; и это ) было не съ нимъ однимъ, но и со многимп другими. И Петръ прежде назывался Симономъ, и сыны
Зеведеовы, Іаковъ и Іоаннъ,переименованы послѣ сынами громовыми
да и въ ветхомъ завѣтѣ, извѣстно, то же было съ нѣкоторыми.
Такъ, Авраамъ, прежде называвшійся Аврамомъ, послѣ наименованъ Авраамомъ, и Сарра прежде называлась Сарою, а послѣ
. названа Саррою, и Іакову послѣ дано имя Израиля. Такъ мнѣ
показалось неприличнымъ пройти бѳзъ вниманія такое сокровшце
именъ. Это же бываетъ и съ свѣтскими начальникаии; я у нихъ
употребляются двойныя имена. Смотри, напримѣръ: пріятъ, сказано, Филикса Поркій Фистъ (Дѣян. ххіѵ, 27); и ѳщѳ: &ѣ ео Апѳипатомъ Сергіемъ Павломъ (Дѣян. хга, 9); и тотъ, который предалъ Х р и ста іудеямъ, назывался Понтіемъ Пилатомъ. И нѳ только у начальниковъ, но и увоиновъ часто двойныя имѳна; даи участныхъ людѳй,
по нѣкоторымъ причинамъ и обстоятельствамъ, бываютъ двойныя
яазванія. Но, что касается до нихъ, намъ никакой нѣтъ пользы
доискиваться, почему они такъ названы; а когда даѳтъ т с я Богъ,
το надобно показать все усердіе, чтобы найти причину.
1

1

) Ііеремѣиа имѳыъ