Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВЕСЪДА КЪ РОПТАВШИМЪ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНІЙ.

113

но потому, что жѳлаю получить (отъ васъ) прощеніѳ, ѳсли предложу трапеэу нѳ всѣмъ угоднуго. Α лучше, сдѣлайте то, что скажу
теперь. Вы, нѳ могупцѳ никогда насытиться, но алчущіѳ и жаждущіе правды, и трѳбующіе продолжительныхъ словъ, будьте снисходительны, когда, ради ненощи братій вашихъ, обычная мѣра
поученія сокращается. Α вы, любящіе краткія слова и нѳмощные,
потерпите, ради нѳнасытимыхъ вашихъ братій, небольшой трудъ,
нося тяготы другъ друга, и тако исполните законъ Христоеъ (Гал.
η, 2). Нѳ видитѳ ли, какъ борцы на олимпійскихъ играхъ, въ самый полдѳнь, стоять среди театра на аренѣ, какъ въ печи, и,
точно мѣдныя какія статуи, воспринимаютъ солнѳчные лучи обнажеянымъ тѣломъ, и борются на солнцѣ, въ жару и въ іга.^л,
чтобы увѣнчать лавровыми листьями свого, стольковытерпѣвшую,
голову? Α вамъ, въ награду за слушаніе, уготованъ не лавровый
вѣнокъ, но вѣнецъ правды, и мы не удерживаемъ васъ до полу*
дня, но, снисходя къ вашей немощи, отпускаемъ васъ въ самомъ
началѣ дня, когда воздухъ ѳщѳ прохладенъ и нѳ раскаленъ ііаденіемъ (солнѳчныхъ) лучей,—не заставляемъ васъ принимать эти
лучи на обнаженную голову, но вводимъ подъ этотъ прекрасный
сводъ и подъ кровлѳю доставляемъ вамъ прохладу, всячѳски заботясь ο вашѳмъ удобствѣ, чтобы вы могли долгв слушать. Не
будемъ ясе слабѣѳ дѣтей нашихъ, ходящихъ въ школу. Они раныпе
полудня нѳ смѣютъ возвратиться домой; только что отставши отъ
молока, только что отнятыя отъ груди, не достигши еще пятилѣтняго возраста, съ тѣломъ молодымъ и нѣяснымъ, показываготъ
совершенное терпѣніе; хоть безпокоитъ ихъ жаръ, или жажда, или
другое что, они до самаго полудня терпятъ и переносятъ, сидя въ
школѣ. Такъ, если не другому кому, то этимъ дѣтямъ будемъ
подражать мы, мужи, достиппіе полнаго возраста. Если у насъ
недостаетъ терпѣнія слушать слова ο добродѣтели, то кто повѣ»
ритъ намъ, что мы подымемъ самые труды добродѣтели? Если
мы такъ не расположены къ слушанію, то откуда видно будетъ,
что мы будемъ ревностны къ дѣлу? Если откажемся отъ легчайшаго, какъ перенесемъ труднѣйшее? Однакожъ, тѣснота велика,
давка болыпая! Но послушай: нудящіе себя восшщаютъ царствіс

1 2 5

небесное (Матѳ. хі, 12), и узокъ и тѣсенъ путь, вводяй въ животъ

(Матѳ. ѵп, 14). Итакъ, когда мы идемъ узкимъ и тѣснымъ путемъ,
то и самимъ намъ нужно стѣснять и нудить себя, чтобы можно
было пройти узкимъ и тѣснымъ путемъ. Кто ширится, тотъ не
такъ легко пройдетъ тѣснымъ путемъ, какъ тотъ, кто сжимаетъ
себя, нудитъ и стѣсняетъ.
2. Да и вопросъ сегодня у насъ не ο маловажныхъ вещахъ,
но ο такомъ изслѣдованіи, котороѳ вчера только начато, но не
ТВОРІНІЯ СВ. ІОАННА ЗЯАТОУСТАГО.

8