Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БКСЪДА КЪ РОПТАВШИМЪ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНІЙ. 113 но потому, что желаю получить (отъ васъ) прощеніе, если пред¬
ложу трапезу не всѣмъ угодную. А лучше, сдѣлайте то, что скажу і26
теперь. Вы, не могущіе никогда насытиться, но алчущіе и жаж¬
дущіе правды, и требующіе продолжительныхъ словъ, будьте снис¬
ходительны, когда, ради немощи братій вашихъ, обычная мѣра
поученія сокращается. А вы, любящіе краткія слова и немощные,
потерпите, ради ненасытимыхъ вашихъ братій, небольшой трудъ,
нося тяготи другъ друга, и тако исполните законъ Христовъ (Гал.
vi, 2). Не видите ли, какъ борцы на олимпійскихъ играхъ, въ са¬
мый полдень, стоятъ среди театра на аренѣ, какъ въ печи, и,
точно мѣдныя какія статуи, воспринимаютъ солнечные лучи обна¬
женнымъ тѣломъ, и борются на солнцѣ, въ жару и въ пы^л,
чтобы увѣнчать лавровыми листьями свою, столько вытерпѣвшею,
голову? А вамъ, въ награду за слушаніе, уготованъ не лавровый
вѣнокъ, но вѣнецъ правды, и мы не удерживаемъ васъ до полу¬
дня, но, снисходя къ вашей немощи, отпускаемъ васъ въ самомъ
началѣ дня, когда воздухъ еще прохладенъ и не раскаленъ па¬
деніемъ (солнечныхъ) лучей,—не заставляемъ васъ принимать эти
лучи на обнаженную голову, но вводимъ подъ этотъ прекрасный
сводъ и подъ кровлею доставляемъ вамъ прохладу, всячески за¬
ботясь о вашемъ удобствѣ, чтобы вы могли долго слушать. Не
будемъ же слабѣе дѣтей нашихъ, ходящихъ въ школу. Они раньше
полудня не смѣютъ возвратиться домой; только что отставши отъ
молока, только что отнятыя отъ груди, не достигши еще пяти¬
лѣтняго возраста, съ тѣломъ молодымъ и нѣжнымъ, показываютъ
совершенное терпѣніе; хоть безпокоитъ ихъ жаръ, или жажда, или
другое что, они до самаго полудня терпятъ и переносятъ, сидя въ
школѣ. Такъ, если не другому кому, то этимъ дѣтямъ будемъ
подражать мы, мужи, достигшіе полнаго возраста. Если у насъ
недостаетъ терпѣнія слушать слова о добродѣтели, то кто повѣ»
рить намъ, что мы подымемъ самые труды добродѣтели? Если
мы такъ не расположены къ слушанію, то откуда видно будетъ,
что мы будемъ ревностны къ дѣлу? Если откажемся отъ легчай¬
шаго, какъ перенесемъ труднѣйшее? Однакожъ, тѣснота велика,
давка большая! Но послушай; нудящіе себя восхищаютъ царствіе
небесное (Матѳ, хі, 12), и узокъ и тѣсенъ путь, вводяй въ животъ
(Матѳ, ѵп, 14). Итакъ, когда мы идемъ узкимъ и тѣснымъ путемъ,
то и самимъ намъ нужно стѣснять и нудить себя, чтобы можно
было пройти узкимъ и тѣснымъ путемъ. Кто ширится, тотъ не
такъ легко пройдетъ тѣснымъ путемъ, какъ тотъ, кто сжимаетъ
себя, нудитъ и стѣсняетъ. 2. Да и вопросъ сегодня у насъ не о маловажныхъ вещахъ,
но о такомъ изслѣдованіи, которое вчера только начато, но не 8 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.