Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЕСѢДА НА СЛОВА: СІВЛЪ ЖЕ ЕЩЕ ДЫХАЯ ПРЕЩЕНІЕМЪ И ПРОЧ.

109

мнѣ, будешь имѣть предлогъ къ безстыдству, не вѣря ученію ο
воскресеніи? Бсли бы Христосъ нѳ воскресъ, кто бы привлекъ и
привелъ къ себѣ такъ жестокаго и безчеловѣчнаго, распаленнаго
враждою и разъяреннаго на подобіѳ звѣря? Скажи мнѣ, іудей,
кто заставилъ Павла обратиться къ Христу? Петръ? Іаковъ? Іоаннъ?
Но всѣ они боялись и трепетали его, и не только до обращенія
его, но и тогда, когда онъ сталъ въ числѣ друзей (Христовыхъ),
когда Варнава, взявши его за руку, привелъ въ Іерусалимъ, и
тогда они боялись пристать къ нему; война уже прекратилась, а
страгь еще былъ на апостолагь. Итакъ тѣ, которые ещѳ боялись
его и тогда, какъ онъ иерѳмѣнился, смѣли ли убѣждать ѳго,
когда онъ былъ врагомъ и непріятелемъ? Могли ли даясе прнблизиться, или стать, или раскрыть уста, и даже явиться? Никакъ,
нѣтъ; это было дѣломъ не чсловѣческаго усилія, но божественной бдагодати. Итакъ, если Христосъ, какъ вы говорите, былъ
мертвъ, и ученики Его, пршпедши, украли Его, то какъ болѣе
ведики были чудеса послѣ крѳста? Какъ болѣе сильно доказательство могущества? Христосъ не только перемѣнилъ врага
(своего) и верховнаго вождя вашѳй войны,—хотя, еслибы и это
только Онъ сдѣлалъ, то плѣнить врага и непріятеля было быдѣломъ величайшей силы,—но вотъ Онъ сдѣлалъ не только это, а
и гораздо болыпе зтого: Онъ не только перемѣнилъ (Павла), но и
сдѣлалъ его тавъ близкимъ къ Себѣ, такъ расположилъ возлюбить Сѳбя, что ему ввѣрилъ даясе всѣ дѣла Церкви: сосудъ, говоритъ Господь, шбранъ Ми есть еей пронеети имя Мое предъ языки
и царми (Дѣян. іх, 15), и заставилъ ѳго потрудиться болѣе (прочнхъ) 122
апостоловъ за ту Цервовь, противъ которой онъ прежде воевалъ.
6. Хочешь знать, какъ (Христосъ) перемѣнилъ ѳго, какъ сдѣлалъ его близкимъ, какъ привлекъ къ Себѣ, какъ помѣстилъ
между первыми изъ друзей своихъ? Ннкоиу изъ людѳй нѳ благоволилъ Онъ открыть таюя тайны, какія—Павлу. Откуда это видно? Слышахъ, говоритъ (о себѣ Павблъ), неиэренепны глаголы, ихже
нелѣгпь есть челоеѣку глаголати (2 Кор. хп, 4 ) . Видшпь, какую
дюбовь похазалъ врагъ, нѳпріятель? Поѳтому нѳобходимо разсказать и прежнюю жизнь ѳго: это покажѳтъ намъ и человѣколюбіе
и силу Вожію, чѳловѣколюбіе, потому что сдѣлавшаго столько зла
Богъ восхотѣлъ спасти π привлечь къ Себѣ, а силу, потому что,
восхотѣвъ, возмогъ. Это покажѳтъ намъ и душу Павла, т. ѳ., что
онъ ннчего не дѣлалъ по упорству, или по страсти къ чѳловѣчѳской славѣ, какъ іудеи, но (всѳ дѣлалъ) по реввости, конечно не
правильной, вбеже по ревности, ο чемъ и самъ онъ взывалъ тавъ:
для того помилованъ быхъ, яко не вѣдый сотворихъ &ь невѣрст&іи
(1 Тим. і, 13). И, удивляясь человѣколюбію Божію, говорилъ онъ:
у