Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
110 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ070ТАГ0. да «о мнѣ первомъ покажетъ Христосъ все долготерпѣніе, за образъ
(въ примѣръ) хотящихъ вѣровати Ему въ жизнь вѣчную (ст. 16).
И въ другомъ мѣстѣ опять говорилъ, что Богъ величество силы
Его показалъ наипаче въ насъ вѣрующихъ (Ефес. і, 19). Видишь,
какъ прежняя жизнь Павла показала и человѣколюбіе, и силу
Божію, и искренность расположенія самого Павла? Это и въ пос¬
ланіи къ Галатамъ привелъ онъ въ доказательство того, что не
для людей перемѣнился онъ, но обратила его сида Божія. Аще бо
быхъ человѣкомъ, говорить онъ, угождалъ, Христовъ рабъ не быхъ
удо былъ (Гал. і, 10). Откуда же видно, что ты принялъ проповѣдь
(Христову) не нзъ угожденія людямъ? Слышите, говорить, мое
житіе иногда въ жидовствѣ, яко по премногу гонихъ Церковь Божйо,
и разрушалъ ю (ст. 18). Но онъ не обратился бы къ вѣрѣ, если бы
хотѣлъ угождать людямъ. Почему? Онъ былъ почитаемъ іудеями,
наслаждался великимъ покоемъ, и пользовался особеннымъ уваже¬
ніемъ; слѣдовательно, не перешелъ бы (изъ угожденія людямъ) къ
жизни апостоловъ, покрытой безславіемъ, исполненной бѣдствій.
Такимъ образомъ, это внезапное оставленіе почести отъ іудеевъ и
покойной жизни, и переходъ къ жизни апостоловъ, сопряженной
съ тысячью смертей, есть сильнѣйшее доказательство того, что
Павелъ обратился не по человѣческому какому-либо расчету. По¬
этому и мы захотѣли представить прежнюю жизнь его, и показать,
какою пылалъ онъ ревностію противъ Церкви, чтобы ты, когда
увидишь его великое попеченіе о Церкви, возблагоговѣлъ предъ
Богомъ, который все творитъ и претворяетъ. Поэтому и ученикъ
Павла1) точно и весьма выразительно разсказалъ намъ о прежнихъ
(дѣлахъ его) въ слѣдующихъ словахъ: Савлъ же еще дыхая пре-
128 щеніемъ и убійствомъ на ученики Iосподни. Хотѣлъ бы я начать сего¬
дня и вступленіе *), хотѣлъ бы приступить къ началу разсказа *)>
но вижу въ одномъ имени море мыслей. Подумай, въ самомъ дѣлѣ,
какой вопросъ тотчасъ рождаетъ намъ это имя Савлъ. Въ посла¬
ніяхъ, вижу я, употреблено другое имя: Павелъ рабъ Іисусъ Хри¬
стовъ, званъ апостолъ (Рим. i, 1); Павелъ и Сосфенъ, Павелъ званъ
апостолъ (1 Кор. i, 1); се азъ Павелъ глаголю вамъ (Гал. ѵ, 2). Какъ
здѣсь, такъ н вездѣ называется Павломъ, а не Савломъ. Для
чего же онъ прежде назывался Савломъ, а послѣ названъ Пав¬
ломъ? Это непустой вопросъ: вотъ сейчасъ является и Петръ, н
Онъ прежде назывался Симономъ, а послѣ названъ Кифою; и лига
Зеведея, Іаковъ и Іоаннъ, переименованы сынами ірома (Мар. ш, і) Емягеяжсгь Дую. *) К* «шеопеаиі» Пиш.
*) О Паш*.