Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСѢДА НА слова: САВЛЪ ЖЕ ЕЩЕ ДЫХАЯ ПРЕЩЕНІЕМЪ И ПРОЧ. 109 мнѣ, будешь имѣть предлогъ къ безстыдству, не вѣря ученію о
воскресеніи? Если бы Христосъ не воскресъ, кто бы привлекъ и
привелъ къ себѣ такъ жестокаго и безчеловѣчнаго, распаленнаго
враждою и разъяреннаго на подобіе звѣря? Скажи мнѣ, іудей,
кто заставилъ Павла обратиться къ Христу? Петръ? Іаковъ? Іоаннъ? Но всѣ они боялись н трепетали его, и не только до обращенія
его, но и тогда, когда онъ сталъ въ числѣ друзей (Христовыхъ),
когда Варнава, взявши его за руку, привелъ въ Іерусалимъ, и
тогда они боялись пристать къ нему; война уже прекратилась, а
страхъ еще былъ на апостолахъ. Итакъ тѣ, которые еще боялись
его и тогда, какъ онъ перемѣнился, смѣли ли убѣждать его,
когда онъ былъ врагомъ и непріятелемъ? Могли ли даже прибли¬
зиться, или стать, или раскрыть уста, и даже явиться? Никакъ,
нѣтъ; это было дѣломъ не человѣческаго усилія, но божествен¬
ной благодати. Итакъ, если Христосъ, какъ вы говорите, былъ
мертвъ, и ученики Его, пришедши, украли Его, то какъ болѣе
велики были чудеса послѣ креста? Какъ болѣе сильно доказа- '
тельство могущества? Христосъ не только перемѣнилъ врага
(своего) и верховнаго вождя вашей войны,—хотя, еслибы и это
только Онъ сдѣлалъ, то плѣнить врага и непріятеля было бы дѣ¬
ломъ величайшей силы,—но вотъ Онъ сдѣлалъ не только это, а
и гораздо больше этого: Онъ не только перемѣнилъ (Павла), но и
сдѣлалъ его такъ близкимъ къ Себѣ, такъ расположилъ возлю¬
бить Себя, что ему ввѣрилъ даже всѣ дѣла Церкви: сосудъ, гово¬
ритъ Господь, избранъ Ми есть сей, пронести имя Мое предъ языки
и царми (Дѣян, іх, 15), и заставилъ его потрудиться болѣе (прочихъ) 122
апостоловъ за ту Церковь, противъ которой онъ прежде воевалъ. 6. Хочешь знать, какъ (Христосъ) перемѣнилъ его, какъ сдѣ¬
лалъ его близкимъ, какъ привлекъ къ Себѣ, какъ помѣстилъ
между первыми изъ друзей своихъ? Никому изъ людей не бла¬
говолилъ Онъ открыть такія тайны, какія—Павлу. Откуда это ви¬
дно? Слыишзвъ, говоритъ (о себѣ Павелъ), неизрененны глаголы, uxotce
нелзмяь есть человѣку глаголами (2 Кор. хп, 4). Видишь, какую
любовь показалъ врагъ, непріятель? Поэтому необходимо разска¬
зать и прежнюю жизнь его: это покажетъ намъ и человѣколюбіе
и силу Божію, человѣколюбіе, потому что сдѣлавшаго столько зла
Богъ восхотѣлъ спасти п привлечь къ Себѣ, а силу, потому что,
восхотѣвъ, возмогъ. Это покажетъ намъ и душу Павла, т. е., что
онъ ничего не дѣлалъ по упорству, или по страсти къ человѣче¬
ской славѣ, какъ іудеи, но (все дѣлалъ) по ревности, конечно не
правильной, ввеже по ревности, о чемъ и самъ онъ взывалъ такъ:
для того помилованъ быхъ, яко не вѣдый сотворихъ въ невѣрствіи
(1 Тям. і, 18). И, удивляясь человѣколюбію Божію, говорилъ онъ: