Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
106

ТВОРВНІЯ ОВ. ЮАННА 8ЛАТОУСТАГО.

требилина то, чтопрочитали и изъяснили только одну надпись ) ,
то, когда бы мы рѣшились, начавъ со вступленія, пустить слово
н въ самое море книги, сколько бы употребили времени на то,
чтобы дойти до сказаній ο Павлѣ? Α лучше постарагось выяснить
1

вамъ это изъ самаго вступленія. Первое слово сотворіюъ в всѣхъ,

оѲеофиле (Дѣян. ι, 1). Сколько, думаете, здѣсь вопросовъ? Первый:
для чего (ев. Лука) напоминаетъ ему (Ѳеофилу) ο пѳрвой своей
книгѣ ) . Второй: для чего называетъ (эту книгу) словомъ (λόγον),
а не Евангеліѳмъ, между тѣмъ какъ Павелъ называѳтъ ѳе Евангеліемъ, когда говоритъ ο Лукѣ такъ: егоже похеала ео Евангеліи
по всѣмъ церквамъ (2 Кор. ѵш, 18). Третій: для чего говоритъ: ο
всѣхъ, яже сотеори Іисусъ. Если Іоаннъ, этотъ возлгобленный Христовъ, имѣвшій такое дерзновеніе, удостоившійся приклониться
къ святой той груди, почерішувшій оттуда источники Духа, если
уже онъ не осмѣлился сказать этого, но былъ такъ остороженъ,
а

что сказалъ: агце бы по едипому писана быгиа вся, яже еотвори
Іисусъ, ни самому, мню, мгру ѳмѣстити пишемыхъ кншъ (Іоан. ххі

25), то какъ этотъ (Лука) осмѣлился сказать: первое слово сотворихъ ο ѳсѣхЪу ο Ѳеофиле, яже сотвори Іисусъ? Развѣ этотъ во-

просъ кажется вамъ маловажнымъ? Притомъ, тамъ (въ Евангѳліи
сказано): державныйѲеофиле (Лук. і, 3 ) , имя съ прилагательнымъ
почетнымъ. Α святые яе просто такъ говорили, и мы, кажется,
уже отчасти доказали и то, что въ Писаніи ни одна іота, ни одна
черта не употреблена напрасно. Итакъ, если столько вопросовъ во
вотупленіи, то какъ много времени потратили бы мы, когда бы
стали разсматривать все по порядку? Вотъ, почему я долясенъ
былъ, мігаовавъ промежутокъ ) , идти къ Павлу. Для чвго же мы,
иредложивъ вопросы, нѳ присовокупили рѣшенія ихъ? Чтобы пріучать васъ—не все только разжеванную принимать гапцу, но и
самимъ (вамъ) изобрѣтать рѣшеніе мыслей, какъ это дѣлаготъ
голубки. И онѣ своихъ птенцовъ, доколѣ тѣ остаются въ гнѣздѣ,
кормятъ изъ своего рта; когда же успѣютъ вывесть ихъ изъ
гнѣзда, и увидятъ, что крылья у нихъ выросли, то болѣе уже не
дѣлаготъ этого, но приносятъ зерно во рту и показываготъ (дѣтямъ), и, какъ птенцы, выжидавшіе (шпци), подойдутъ близко,
матери, оставивъ пищу на землѣ, велятъ самимъ имъ подбирать
ее. Такъ поступили и мы: взяйппі духовную пищу на уста, мы
пригласили васъ, какъ будто хотѣли представить вамъ, по обычаю, рѣгаеніе; а какъ вы пришли и надѣялись получить, мы оста3

) Книги Дѣявій Апостодьскихъ.
') Евангеділ.
') Т. е. отъ вачала I гл. Дѣав. Апост. до I X гл.
1