Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
8 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАР0. Да п не свѣтскіе только пачальпнкн, но и предстоятели цер¬
квей дадутъ отчетъ въ своемъ начатьствѣ, и оіш особенно под¬
вергнутся строжайшимъ и тягчайшимъ взысканіямъ. Тотъ, кому
ввѣрено служеніе слова, дастъ тамъ строгій отчетъ, не опустилъ
лп по лѣности пли но злорадству чего-либо такого, что бы ска¬
зать надлежало, н доказалъ ли на дѣлѣ, что изъяснилъ онъ все
и не скрылъ ничего полезнаго. Опять, получившій епископство,
сколько на высшую взошелъ онъ степень, столько же строжайшій
дастъ и отчетъ, пс только въ ученіи и прсдстательствѣ за бѣд¬
ныхъ, но и въ испытаніи рукополагаемыхъ и въ безчисленномъ
множествѣ другихъ дѣлъ. На это-то указывая, Павелъ и писалъ
Тимоѳею: руки скоро не возлагай ни на кою же, и не пріобщайся чу¬
жимъ гріьхомъ (1 Тим. ѵ, 22). И, давая наставленіе евреямъ ка¬
сательно ихъ начальниковъ, устрашалъ (епископовъ) другимъ обра¬
зомъ, говоря такъ: повануіппесн наставника.иъ вашимъ и покоряй-
теся, тіи бо бдятъ о душахъ вашихъ, яко слово воздати хотяще
(Евр. хш, 17). Но не въ однихъ дѣлахъ, а и въ словахъ тогда
дадимъ отчетъ. И мы, ввѣривъ слугамъ своимъ деньги, требуемъ
у пнхъ отчета во всемъ; такъ н Богъ, ввѣрішъ намъ (даръ) слова,
взыщетъ за его употребленіе. Такъ мы истязуемы будемъ и дадимъ
строгій отчетъ въ томъ, не безсмысленно ли и нс попусту ли тра¬
тили слова, потому что нс столько вредна пустая трата денегъ,
сколько безсмысленное, суетное и напрасное употребленіе словъ.
Напрасная трата денеіъ дѣлаетъ иногда ущербъ имѣнію, а слово,
произнесенное безъ разсужденія, разоряетъ цѣлые домы, губитъ
н разрушаетъ души. Ущербъ имѣнія моясно опять поправить, а
слово, разъ вылетѣвшее, возвратить назадъ нельзя. А что мы дадимъ отчетъ въ словахъ, послушай, что гово¬
ритъ Христосъ: глаголю же ва.мъ, яко всяко слово праздное, еже аще
рекутъ человѣцы (на земли), воздадятъ о незіъ слово въ день судный:
отъ словесъ бо своихъ оправдишися, и отъ словесъ своихъ осудишися
(Матѳ, хи, Зв. 37). И пе только въ своихъ словахъ мы дадимъ
отчетъ, но и въ слушаніи (чужихъ словъ), напр. не внялъ ли
ты ложному обвиненію ближняго; потому что сказано: да не пріи-
меши слуха суетна (Исх. ххш, 1). Если же пріемлющіе слухъ
суетный не получатъ извиненія, то какое оправданіе будутъ имѣть
тѣ, кто клевещетъ и оговариваетъ? 5. И что говорю я о словахъ и о слухѣ, когда мы подле¬
жимъ взысканію даже за помыслы? Это самое показывая, и. Па-
24 велъ говорилъ: тѣмже прежде времени ничтоже судите, дондеже
пріидетъ Господь, иже во свѣтѣ приведетъ тайная тмы и объявитъ
совѣты сердечныя (1 Кор. іѵ, 5). И псалмопѣвецъ говоритъ: яко по¬
мышленіе человѣческое исповѣстся Тебѣ (Пс. ьххѵ, 11). Что такое: