Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВВОДА НА слова: САВЛЪ ЖЕ ВЩВ ДЫХАЛ ПРВЩВНІЕНЪ И ПРОЧ. 106 никомъ? И ангелы, смотря тогда съ небесъ, какъ онъ былъ связанъ й
веденъ, ликовали, не потому только, что видѣли его связаннымъ,
но потому, что представляли себѣ, какъ многихъ людей избавитъ
онъ отъ узъ; не потому, что увидѣли его ведомымъ за руку, но
потому, что помышляли, сколь многихъ людей поведетъ онъ съ
земли на небо. Такъ они радовались, не потому, что видѣли его
ослѣпшимъ, но потому, что помышляли, какъ многихъ выведетъ
онъ изъ мрака. Иди, сказалъ (ему Господь), къ язычникамъ, и,
освободивъ ихъ отъ тьмы, переведи ихъ въ царство любви Хри¬
стовой (Дѣян, ххѵі, 17, 18). Вотъ почему я, оставя начало (книги
Дѣян. Апост.), спѣшу перейти къ срединѣ ея. Павелъ и любовь
къ Павлу заставили меня сдѣлать этотъ скачекъ. Да, Павелъ и
любовь къ Павлу! Простите мнѣ, а лучше, не простите, но сорев¬
нуйте мнѣ въ этой любви. Кто любитъ нечистою любовію, тогъ
имѣетъ причину просить прощенія; но кто любитъ такою (какъ я)
любовію, тотъ долженъ красоваться ею, долженъ дѣлать многихъ
сообщниками этого расположенія и въ тысячахъ (людей) возбуж¬
дать подобную своей любовь. Притомъ, еслибы возможно было,
(намъ), идя (прямымъ) путемъ и простираясь впередъ по порядку
сказать и о томъ, что (въ книгѣ Дѣян. Апост. помѣщено) прежде,
и дойти до того, что въ срединѣ ея, мы не перешли бы тотчасъ
къ срединѣ, оставя начало; но, такъ какъ законъ отцевъ пове¬
лѣваетъ—послѣ Пятидесятницы отлагать Эту книгу, и вмѣстѣ съ
окончаніемъ этого праздника прекращается чтеніе книги, то я по¬
боялся, чтобы, тогда какъ остановимся мы на изъясненіи нач%па
(книги), не ускользнула отъ нашего разсмотрѣнія дальнѣйшая
исторія. Поэтому я отступилъ отъ начала расказа, и, держась за
вступленіе исторія, какъ бы сзади головы, велѣлъ вамъ остано¬
виться и стать въ началѣ пути. Коснувшись головы разсказа, я
смѣло уже буду разсматривать все остальное, хоть и пройдетъ
праздникъ. Никто тогда не станетъ обвинять насъ въ неблаго-
времености, потому что самая необходимость послѣдовательности
избавитъ насъ отъ обвиненій въ неблаговременности. Вотъ по¬
чему я отъ вступленія перешелъ къ срединѣ. А что невозможно
было дойти до Павла, идя (прямымъ) путемъ, но что скорѣе бы
эта книга (Дѣян. Апост.) убѣжала отъ нашего языка и заперла
предъ нами двери, это покажу вамъ изъ самаго вступленія, хотя
это ясно уже и само собою. 4. Въ самомъ дѣлѣ, если мы половину праздника *) упо- і)і) Подъ праздникомъ разумѣется все время отъ дня Пасха до дня Со
шествія Св. Духа.