Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
104 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. 3. Уплатили мы вамъ весь долгъ касательно надписи, т. е.,
надписи Дѣяній Апостольскихъ. Слѣдовало бы теперь взяться и
за начало этой книги и сказать, чтб такое значить: первое убо
слово сотворилъ о всѣхъ, о Ѳеофиле, яже начатъ Іисусъ творити
же и учити (Дѣян, i, 1). Но не позволяетъ мнѣ соблюсти этотъ
порядокъ Павелъ, который зоветъ языкъ нашъ къ себѣ и къ сво¬
имъ подвигамъ. Мнѣ хочется видѣть его, какъ ведется онъ въ
Дамаскъ, связанный не желѣзною цѣпью, но Господнимъ гласомъ;
хочется видѣть, какъ поймана эта великая рыба, приводившая
въ кипѣніе все море, воздвигавшая на Церковь тысячи волнъ;
хочется видѣть, какъ она поймана, не удою, но словомъ Господ¬
нимъ. Какъ рыболовъ какой, сидя на высокомъ камнѣ, и поднявъ
удилище, опускаетъ уду сверху въ море; такъ и Господь нашъ,
открывшій духовную ловитву, какъ бы сидя на высокомъ камнѣ
небесномъ, опустилъ сверху, какъ уду, этотъ голосъ и сказалъ:
Савле, Савле, что Мя гониит (Дѣян, іх, 4), и такимъ образомъ
поймалъ эту великую рыбу. И чтб было съ тою рыбою, которую,
по повелѣнію Господню, поймалъ Петръ, тоже случилось и съ
этою. И у этой рыбы въ устахъ нашелся статиръ1),—только ста-
тиръ нечистый, потому что (Павелъ) имѣлъ ревность, по не по
разуму (Рим. х, 2). Поэтому Богъ, даровавъ ему (истинное) по¬
знаніе, сдѣлалъ эту монету настоящею; и, что бываетъ съ пойман¬
ными рыбами, тоже было и съ Павломъ. Какъ тѣ, лишь только
извлечены будутъ изъ моря, слѣпнутъ; такъ и этотъ, лишь только
взялъ уду и извлеченъ былъ, тотчасъ ослѣпъ. Но эта слѣпота
заставила прозрѣть всю вселенную. Все это хочется мнѣ видѣть.
Вѣдь, если бы постигла насъ война съ иноплеменниками, и
враги, ополчившись, сильно безпокоили насъ; потомъ вождь ино¬
племенниковъ, строившій тысячу козней, приведшій въ безпоря¬
докъ всѣ дѣла наши, повсюду возбудившій смятеніе и волненіе,
грозившій разрушить и сжечь самый городъ, а насъ отвести въ
неволю,—если бы онъ вдругъ былъ нашимъ царемъ связанъ,и
приведенъ плѣнникомъ въ городъ: мы всѣ, съ женами и дѣтьми,
выбѣжали бы на такое зрѣлище. И теперь, какъ открылась война,
когда іудеи все возмущали и приводили въ безпорядокъ, и строили
множество козней противъ безопасности Церкви, а главою непрія¬
телей былъ Павелъ, который больше всѣхъ и дѣлалъ и говорилъ,
не все волновалъ и возмущалъ; и теперь, какъ связалъ его Господь
нашъ Іисусъ Христосъ, Царь нашъ, — связалъ и привелъ плѣн¬
никомъ того, кто все приводилъ въ безпорядокъ: не выйдемъ ли
всѣ мы на это зрѣлище, чтобы видѣть, какъ онъ ведется плѣн- ') Еврейская монета.