Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОГОТАГО. 102 то обращаюсь съ словомъ къ стихіямъ, не имѣющимъ чувства,
въ обличеніе одаренныхъ чувствомъ, но не пользующихся этимъ
преимуществомъ. Такъ говоритъ и другой пророкъ, Іеремія. И
онъ, стоя среди множества іудеевъ, въ томъ же самомъ городѣ,
какъ будто бы не было никого, восклицалъ такъ: кому возглавлю и
засвидѣтельствую (Іер. ѵі, ю)? Что говоришь? Видя такое мно¬
жество людей, спрашиваешь, съ кѣмъ заговорить тебѣ? Да, гово¬
ритъ, тѣлъ много, но—не людей; много тѣлъ, у которыхъ нѣтъ
слуха. Поэтому и прибавилъ: не обрѣзана утеса ихъ, и слышати
не возмогутъ. Видишь, что все это не-люди, изъ-за того, что не
слышатъ? Тотъ (Исаія) говоритъ: пріидохъ, и не бяше человѣка;
эвахъ, и не бѣ послушающаю, а этотъ (Іеремія) говорить: кому воз¬
глаголю и засвидѣтельствую? Не обрѣзана ушеса ихъ, и слышати не
возмогутъ. Если же пророки о присутствующихъ говорятъ, что
оші не-люди, потомучто не внимали усердно словамъ (пророчес¬
кимъ), то чтб сказать намъ о тѣхъ, которые не только не слу¬
шаютъ, но и не хотятъ войти въ это святилище, о тѣхъ, которые
блуждаютъ внѣ этого священнаго стада, находятся вдали отъ
этого матерняго дома, на распутіяхъ и переулкахъ, какъ безпо¬
рядочныя и лѣнивыя дѣти? И- эти, оставя отцовскій домъ, бро¬
дятъ кое-гдѣ внѣ, и цѣлые дни проводятъ въ дѣтскихъ играхъ.
Отъ этого такія дѣти часто теряютъ и свободу, и жизнь, попа¬
даются въ руки похитителей и воровъ, и часто, въ наказаніе за
вольность, подвергаются смерти, потому что тѣ, взявши ихъ, и
снявъ (съ нихъ) золотыя украшенія, или топятъ ихъ въ волнахъ
рѣчныхъ, или, если захотятъ поступить съ ними нѣсколько чело¬
вѣколюбивѣе, отводятъ ихъ въ чужую землю и лишаютъ свободы.
Это же бываетъ и съ неприходящими въ церковь. И они, какъ
уклонятся отъ отчаго дома и пребыванія здѣсь, попадаются въ
уста еретиковъ и на языки враговъ истины, а эти, схвативъ ихъ,
116 какъ похитители, и отнявъ у нихъ златое украшеніе вѣры, тот¬
часъ убиваютъ ихъ, не бросая въ рѣку, но погружая въ мутные
догматы злочестія. 2. Ваше бы дѣло позаботиться о спасеніи этихъ братьевъ и
привести ихъ къ намъ, какъ бы они ни противились, какъ бы ни
упорствовали, какъ бы ни отговаривались, какъ бы ни огорча¬
лись. Это упорство и нерадѣніе свойственно дѣтской душѣ. Но
вы исправьте ихъ душу, столько еще несовершенную. Ваше дѣло
заставить ихъ быть людьми. Какъ мы того, кто отвращается человѣ¬
ческой пищи и ѣстъ, со скотами, тернія и травы, не можемъ
назвать человѣкомъ, такъ точно не можемъ назвать человѣкомъ
и того, кто не любить истинной и приличной душѣ человѣче¬
ской пищи, т. е. слова Божія, но сидитъ въ мірскихъ собраніяхъ