Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
100 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОТСТАГО. наказаніе и бѣдствія, и разрушивъ городъ, изгналъ и разсѣялъ
ихъ по всей вселенной, впрочемъ показавъ и въ этомъ свое че¬
ловѣколюбіе. Онъ разсѣялъ ихъ для того, чтобы они видѣли,
какъ распятому ими Христу поклоняются по всей вселенной,
чтобы, видя поклоненіе, воздаваемое Ему отъ всѣхъ, и познавъ
Его силу, они сознали чрезмѣрность собственнаго нечестія и со¬
знавъ обратились къ истинѣ. Такъ самое изгнаніе было для нихъ
назиданіемъ и наказаніе вразумленіемъ, потому что если бы они
остались въ землѣ іудейской, то не убѣдились бы въ истинно¬
сти пророковъ. А что говорили пророки? Проси отъ Мене, идамъ
ти языки достояніе твое, и одержаніе твое концы земли (Псал. п,
8). Поэтому іудеямъ надлежало достигнуть предѣловъ земли,
чтобы увидѣть собственными глазами, что Христосъ обладаетъ
и предѣлами земли. Также другой пророкъ говоритъ: и покло¬
нятся Ему кійзкдо отъ мѣста своего (Соф. п, 11). Поэтому надле-
П2 жало имъ разсѣяться по всѣмъ мѣстамъ земли, чтобы увидѣть
собственными глазами, что каждый поклоняется Ему съ мѣста
своего. И еще другой сказалъ: наполнится земля вѣдѣнія Го¬
сподня, якозке вода много для покрытія морей (Авв. п, 14). Поэтому
надлежало имъ разойтись по всей землѣ, чтобы увидѣть ее испол¬
ненною вѣдѣнія Господня, и моря, т. е. эти духовныя церкви, испол¬
ненными благочестія. Для этого Богъ разсѣялъ ихъ по всей
землѣ, потому что, если бы они остались въ Іудеѣ, то не узнали
бы этого. Онъ хочетъ, чтобы они сами собственными глазами удо¬
стовѣрились и въ истинности пророковъ и въ Его силѣ, чтобы
они, если вразумятся, были приведены чрезъ это къ истинѣ, а
если останутся въ нечестіи, то не имѣли бы никакого оправда¬
нія въ страшный день суда. Для того Онъ и разсѣялъ ихъ по
всей вселенной, чтобы и мы получили отсюда нѣкоторую пользу,
т. е. видя исполненіе тѣхъ пророчествъ о разсѣяніи ихъ и о взя¬
тіи Іерусалима, которыя предсказали Даніилъ, когда онъ упоми¬
налъ о мерзости запустѣнія (Дан. гх, 27), и Малахія-, когда онъ
говорилъ,-что ивъ васъ затворятся двери (Мал. і, 10), и Давидъ, и
Исаія и многіе другіе пророки, чтобы мы, видя прогнѣвавшихъ Гос¬
пода такъ наказанными, лишенными отечественной свободы и всѣхъ
собственныхъ законовъ и отеческихъ преданій, познали Его силу,
предсказавшую и исполнившую это, — чтобы враги изъ нашихъ
благъ увидѣли силу Его, а мы изъ ихъ наказаній познали неизречеи-
ное Его человѣколюбіе и могущество, и во всю свою жизнь прослав¬
ляли Его, дабы намъ получить и вѣчныя и неизреченныя блага,
благодатію и чѳловѣкобіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ
Которымъ Отцу, вмѣстѣ со Святымъ и Животворящимъ Духомъ,
честь и держава, нынѣ и приспо, п во вѣки вѣковъ. Аминь.