Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕСЪДА ΠΑ ПРИТЧУ Ο ДОЛЖНИВѢ.

етеіепебесное. Длячѳго же прибавлѳна причина? Онъ бѳсѣдовалъ съ
учениками ο непамятозлобіи и училъ ихъ обуздывать гнѣвъ и
не обращать много вшіманія на оскорбленія, дѣлаемыя намъ другпми, говоря такъ: аще согрѣшитъ къ тебіъ брать твой, иди и
обличи его между тобою и тѣ\іъ единшіъ. Аще тебѣ послухтетъ,

пріобргьлъ еси брата твоего (Матѳ. хѵш, 15). Когда объ этомъ π
тому подобнымъ Христосъ бесѣдовалъ съ ученііками, и училъ ихъ
любомудрію, Петръ первоверховный въ ліікѣ апостоловъ, уста учениковъ, столпъ церкви, утвержденіе вѣры, основаніе исповѣданія,
ловецъ вселенной, возведшіп родъ нашъ изъ бездны заблужденія
на небо, вездѣ пламенный и исполненный дерзновенія, а лучше
сказать, болѣе любви, иежели дерзновенія, между тѣмъ какъ всѣ
молчали, лриступаетъ къ Учителю и говоритъ: колькраты согрѣхиитъ
ѳъ мя братъ мой, и отпущу ли ему до седмь кратъ (ст. 21)? Въ одно

время онъ и спрашиваетъ, и обѣщаѳтъ, и ещѳ не будучіі наставленъ, у ж е показываетъ усердіе! Ясно зная, что сердце Учителя наклонеио къ человѣколюбію, и что тотъ больше всѣхъ угождаетъ
Ему, кто больше всѣхъ прощаетъ грѣхи ближнимъ, и не взыскиваетъ за НІІХЪ строго, онъ, чтобы угодить Законодателю, говоритъ:
до седмь ьратъ ? И потомъ, чтобы ты зналъ, что такое человѣкъ
π что Боіт>, іі какъ щедрость человѣка, до чего бы ни простиралась, въ сравненіи съ обиліемъ (мнлости) Бога, бѣднѣѳ всякоИ
бѣдности, и что наша доброта въ отпошеніи къ несказанному человѣколюбію Ε Ι Ότο жс, что каііля въ отношеиіи къ безпредѣлыюму
морю,— послушай, что говоритъ Христосъ, когда Петръ сказалъ: до
седмь нрать, π иодумалъ ο себѣ, будто иоказалъ велнкое усердіе и щедрость: не ІЛШОЛЮ тебѣ: до седмь ьрать, но до седмьдесять иратъ седмерицею. Иные полагаютъ, что зто значитъ семьдесятъ семь; не такъ
однако: наііротпвъ, это безъ мялаго пяті>сотъ, нотому что семью семьдесятъ составлястъ четыреета девяпосто. I I нс подумай, волюбленныП, что »та заиовѣдь тяжсла. Еслн ты проетишь согрѣипівшему въ
день разъ, и другоИ, π третіИ, το оскорбитель твоП, хотя 6ы былъ
совсѣмъ камччшыИ, хотя би былъ свирѣпѣе самыхъ демоновъ, не
будегь гпѵіько бімчуствоненъ, чтобы оиять виасть въ тотъ же
грѣхь, но, образумлічпінН міюгократпымъ ироіцсніомъ, сдѣлается
лучпю іі скрпмігы». Да п ти, еели будешь въ еостояіііп столько
р а а ъ оітаиить «ѵ.ѵь Ш Ш Ч І І Н І Ч с и>лаипые противъ тобя грѣхи, пріо б р ѣ т л л іі.ишиъ оть о ч і и г о , др.ѵгого !і третьяго ирощенія, не
іючувггтѵшь уѵьч» трула отъ Т І И І І І Г О любомудрія: часто прощая,
ПрІѴЧШІР/".! \Ѵ

%

М{ ѵп.г-я Г|,|',\:Г.П и.ІШКИЯГО (іфОТІІВЪ Твбя). УСЛЫ-

шавъ W » , IIOTJ»:. т г ц , въ изум ι ·:Π Ι, шіботясь нс только ο себѣ,
но и ο тѣхь, імторнл б у д у г ь сму ввѣрсни. Итакъ, чтобы онъ не
сдѣлалъ того же, что сдѣлалъ и въ отношоніи къ другимъ запо-