Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
98 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. человѣка. Итакъ, Богъ почтилъ человѣка, во-первыхъ, тѣмъ, что-
сотворилъ его по образу (Своему); во-вторыхъ, тѣмъ, что далъ
намъ начальство не въ награду за труды, но какъ чистый даръ
своего человѣколюбія; въ-третьихъ, тѣмъ, что зто начальство сдѣ¬
лалъ для насъ прирожденнымъ. Одни начальства прирожденныя,
а другія вручаемыя. Бъ первымъ относится, наприм., владычество
льва надъ четвероногими, или орла надъ птицами; въ послѣд¬
нимъ владычество царя надъ нами: онъ не по природѣ вла¬
ствуетъ надъ (своими) сорабами, потому нерѣдко н слагаетъ съ
себя начальство. Таково все, что дается не отъ природы; она
легко измѣняется и переиначивается. Но не такъ со львомъ: онъ
по природѣ владычествуетъ надъ четвероногими, равно какъ и
орелъ надъ птицами. Потому въ этой породѣ животныхъ цар¬
ственное достоинство всегда наслѣдственно, и никто не увидитъ,
чтобы левъ когда-либо сложилъ съ себя владычество. Таковое
царственное достоинство и намъ даровалъ Богъ вначалѣ и поставилъ
насъ надъ всѣмъ. Да не только этимъ почтилъ Онъ нашу природу,
но и превосходствомъ самаго мѣста, назначивъ намъ въ прекрасное
жилище рай и одаривъ насъ разумомъ и безсмертною душою. Но не буду и говорить объ этомъ; скажу: богатство попечи-
тельности Божіей столь велико, что благость и человѣколюбіе
Его можемъ укавать не только въ томъ, чѣмъ Онъ почтилъ насъ,
но и въ самыхъ наказаніяхъ. Это-то особенно и прошу васъ,
твердо знать, — что Богъ одинаково благъ—и когда оказываетъ,
честь и благотворитъ, и когда наказываетъ и караетъ. Потому,
когда у насъ возникнутъ съ язычниками или съ еретиками
споры и разсужденія о человѣколюбіи и благости Божіей, будемъ
доказывать благость Его не только тѣмъ, чѣмъ Онъ почтилъ насъ,. 9і но и самыми наказаніями. Если Богъ тогда только благъ, когда,
оказываетъ чееть, и не благъ, когда наказываетъ, то Онъ благъ,
только въ половину; но это не такъ: нѣтъ. Бъ людяхъ, конечно,
бываетъ это, когда они наказываютъ во гнѣвѣ и страсти; но Богъ,
будучи безстрастенъ, благотворитъ ли, наказываетъ ли,—одинаково
благъ: и угроза геенною доказываетъ Его благость не меньше,
чѣмъ и обѣщаніе царствія. Бакъ это? Объясню. Если бы Онъ не
грозилъ геенною, если бы не приготовилъ наказанія, многіе не
получили бы царствія. Многихъ не столько обѣщаніе благъ скло¬
няетъ въ добродѣтели, сколько угроза несчастіемъ, внушая страхъ,
заставляетъ и побуждаетъ заботиться о душѣ. Такимъ образомъ,
хотя геенна и противоположна царствію небесному, но то и дру¬
гое ведетъ въ одному концу,—спасенію человѣческому: это (цар¬
ствіе) привлекаетъ въ себѣ, а та (геенна) понуждаетъ идти въ
нему же, и страхомъ исправляетъ нерадивыхъ.