Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
958 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО устнѣ имущихъ азъ живу: и царя Господа Саваоѳа видѣхъ очима
моима. И рекохъ: се азъ есмъ: послы мя. Ирече ко хнѣ (оче¬
видно — Сидящій на престолѣ): иди къ людемъ симъ и рцы: слу¬
хомъ услышите и не уразумѣете, и видяще узрите, и не увидите
(Иса. п, 1, 2, б, 8, 9). Кто — Сидящій на престолѣ? Отецъ, го¬
воритъ. Если же ты увнёвшь отъ Павла, что—Духъ, то признаёшь
ли Его Богомъ? Покажи, говоритъ, и вѣрую. Слушай же, что
говоритъ Павелъ: добрѣ Духъ Святый глагола. пророкомъ: иди къ людемъ симъ и рцы: слухомъ услышите и прочее (Дѣян
ххуш, 25, 26). Павелъ говоритъ: Духъ Святый глагола. Исаія го¬
воритъ: рече Господъ Саваоѳъ, такъ какъ для Писанія безразлично
говорить объ Отцѣ и Сынѣ, и Святомъ Духѣ. Итакъ, впредь не
говори о великомъ и маломъ Богѣ, впадая въ зляинивмъ. Еслп
Сынъ — малый Богъ, то Павелъ лжетъ, говоря: ждуще блажен¬
наго упованія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа
(Тит. п, 13). Кого Павелъ называетъ великимъ, ты не называй
малымъ; вѣдь въ Богѣ все — совершенно. И опять: отъ нихже
Христосъ по плоти, сый надъ всѣми Богъ благословенъ во вѣки
(Римл, іх, 5). Никогда не навивай Бога сотвореннымъ, потому
что нечестивъ, кто поклоняется творенію. Что же? Не назы¬
ваешь ли тѣла Господня сотвореннымъ? Слѣдовательно, смотри: и
ты, неразумный, покланяешься твари. Никто не говоритъ царю:
сними свою багряницу, пли: встань съ твоего престола, чтобы я
поклонился только тебѣ одному, но покланяется царю, сидящему
на престолѣ и облеченному въ багряницу. Богъ — Слово благово¬
лилъ соединить съ Собою нашу созданную плоть безъ порока;
посему, она покланяема вмѣстѣ съ Богомъ—Словомъ, такъ какъ
096 Онъ и обожествилъ ее. И, показывая зто, божественный Давидъ
восклицаетъ: возносите Господа Бога нашего и покланяйтесь
подгюжію ногу Ею, яко святъ есть (Псал. хсгга, 5). Въ другомъ
мѣстѣ говоритъ (Богъ): небо— престолъ Мой, земля оке—подно¬
жіе ногъ Моихъ (Исаія ьхѵі, 1). О, блаженный Давидъ, ты при-
к&зыгаешь намъ покланяться вемлѣ? А какъ же Моисей предпи¬
сываетъ законы: не покланяться ни небу, ни землѣ, нн тому,
что на нихъ? Видите таинство. Такъ какъ Онъ намѣревался
соединить съ Собою бевъ грѣха нашу плоть для единаго покло¬
ненія, а плоть наша — отъ Адама, ивъ гемли,—то поэтому гово¬
ритъ: и покланяйтесь подножію ногу Его. Мы гемлѣ не покла-
няеся, а Богу—Слову, безъ грѣха соединившему съ Собою обра¬
зованную ивъ земли Адамову плоть. Итакъ, впредь не говори,
что Сынъ—сотворенный Богъ; въ самомъ дѣлѣ, укажи—гдѣ ска¬
залъ Отецъ: Я сотворилъ Себѣ Сына; или Сынъ: Меня создалъ
Отецъ? И человѣческихъ словъ Христа не бери для умаленія Его!