Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
956 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОЛСТАГО ставить Отца въ зависимость отъ начала; если же нѣтъ, то и я,
съ своей стороны, устремлюсь на тебя: по желанію Отецъ сдѣ¬
лался Отцомъ или противъ желанія? Если ты скажешь: по жела¬
нію, то смотри: прежде, чѣмъ пожелалъ, Онъ не былъ Отцомъ;
итакъ, было время, когда Отецъ не былъ Отцомъ; слѣдовательно,
и Самъ Онъ началъ бытіе, какъ Отецъ. Если скажешь: не по же¬
ланію, то Онъ подвергся принужденію, а Богъ принужденію не
подвергается, такъ какъ то, что испытываетъ принужденіе, не—
Богъ. Видишь, въ сколь великое впадаешь нечестіе, если не бу¬
дешь исповѣдывать, что Сынъ—собезначаленъ н совѣченъ съ От-
цемъ и вмѣстѣ съ Нимъ Творецъ? А почему я говорю: вмѣетѣ
.034 Творецъ? Потому что написано: (Іоан, і, 3). Развѣ не слышишь, чтб говоритъ о Сынѣ пророкъ: ивъ устъ младенецъ
и ссущизя совершилъ ес» хвалу (Псал. тш, 3) и дал.; яко узрю не¬
беса, дѣла перстъ Твоихъ, луну « звѣзды, яже Ты основалъ еси (— 4)?
Развѣ не видишь достоинства Христа, который говоритъ: Отецъ
Мой доселѣ дѣлаетъ, и Азъ дѣлаю (Іоан, г, 17); и: якоже Отецъ
воскрешаетъ мертвыя н живитъ, тако и Сынъ, ихже хощетъ, жи¬
витъ (г, 21); и: юноше, тебѣ глаголю: возстани (Лук. гп, 14); и
нечистому духу: Я повелѣваю тебѣ: премолчи и изыди изъ него
(— іт, 35); и: дерзай, дщи, отпускаются тебѣ твои грѣхи (сравн.
Мѳ. іх, 21, 22)? Послѣ того какъ тѣ говорили: никто не можетъ
оставляти грѣхи, токмо единъ Бои (Лук. г, 21), Онъ, изобличая
ихъ, ихъ же устами, говоритъ: вы сказали, что одному только
Богу свойственно отпускать грѣхи; итакъ, вотъ Я отпускаю грѣхи,
и исповѣдайте Мое божество. Если же не вѣруете, то усматри¬
вайте изъ выздоровленія тѣла и научитесь также и здоровью души.
Тогда говоритъ тому: возставъ, твой одръ и иди въ домъ твой (Мѳ. іх, 6); и опять другому: простри руку твою (Мѳ. хп,
13); и морю: молчи, престани (Марк. іѵ, 39). Отроковицъ, воз¬
стани (Лук. ѵш, 54). Жазаре,гряди вонъ (Іоан, хі, 43). Хощу,
очистися (Марк. і, 41). И все прочее, чревъ что показываетъ
Свою равночестность съ Отцомъ, каковое все разсматривая, вѣ¬
руй, что Онъ единосущенъ со Отцемъ, и что единосущенъ также
а Духъ, такъ какъ, если Онъ исходитъ отъ Отца и отъ Сына
пріиметг, то Духъ не чуждъ существа Божія. Духъ Божій, Духъ
Христовъ, Духъ истины, Духъ Утѣшитель — выраженія, обозна¬
чающія сравнительно одно и то же. Бои—Духъ, Господъ же—Духі.
подобно тому какъ и Петръ говоритъ Ананіи: почто вы сговори¬
лись искусить Духа Святаго (Дѣян, г, 3)? И, показывая, что Онъ—
Богъ, говоритъ: не человѣку солгалъ еси, но Богу (— 4). Видишь,
что Духъ, предъ которымъ тотъ солгалъ, есть Богъ? И Павелъ
говоритъ: вы храмъ Бооюій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ