Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СВЯТОЙ И ЕДИНОСУЩНОЙ ТРОИЦѢ. 955 Богъ сотворилъ и Ею — Господа и Христа. Прежде домострои¬
тельства всюду, какъ показано выше, возвѣщается Богъ, и нигдѣ
никто не называетъ Его твореніемъ; но по причинѣ соединенія
сотворенной плоти (Писаніе) говоритъ: Господа и Христа Ею Боп сотворилъ сотъ; въ виду тупоумія слушателей, оно говоритъ:
Господъ совда мя начало путей Своихъ. Видишь, чтб говоритъ о
твари? Но обратимой въ тому, что слѣдуетъ тамъ по порядку:
прежде вѣкъ основа Мя, прежде же всѣхъ холмовъ раждаетъ Мя
(Притч. Сол. ѵпі, 23, 25). Прежде всего, о, тщеславный, замѣчай,
что зта книга называется: Притчи; все же, о чемъ говорится при-
точно, не понимается въ буквальномъ смыслѣ. Господь уподобилъ
и царство небесное неводу и квасу, и зерну горчичному, и мно¬
гому другому въ такомъ же родѣ (Мѳ. хпі), однакожъ, мы не го¬
воримъ, что царство есть что-либо ивъ таковаго. Но я безъ нно
сказанія скажу: Господъ созда Мя начало путей Своихъ, прежде
вѣкъ основа Мя, прежде оке всѣхъ холмовъ раокдаетъ Мя. Итакъ,
какимъ образомъ рождаемое творится или основывается? Или ка¬
кимъ образомъ творимое рождается? Если Онъ—сотворенъ, то не
рожденъ; мы не творимъ того, чтб рождаемъ, и не рождаемъ того,
чтб совидаемъ. И какимъ образомъ возможно, чтобъ несозданпый
Отецъ родилъ сотвореннаго Сына? Мы, будучи сотворенными, рож¬
даемъ сотворенное; Отецъ же, будучи несозданнымъ, родилъ не¬
созданнаго Сына. Авила же, толкуя, сказалъ: владѣлъ Мною.
Итакъ, выраженіе: созда Мя предсказываетъ о долженствующемъ
случиться, какъ о случившемся уже; это—обычно въ Писаніи, по¬
добно тому какъ выраженіемъ: ископаша руцѣ Мои и нозѣ Мои
(Псал. ххі, 17) Господь говоритъ: Я, Котораго видите соединив¬
шимся, по Своему благоволенію, съ сотворенною плотію, есмь отъ
начала, не отъ Маріи имѣю Свое начало, потому что въ началѣ
бѣ Слово (Іоан, і, 1), и: прежде даже Авраамъ не быстъ, Азъ есмь
(Іоан, ѵіп, 58). Итакъ, исповѣдуй Сына несозданннмъ и собевна-
чальнымъ Отцу, чтобы и Отцу не дать начала отчаго бытія. Если
ты говоришь, что Сынъ собеэиачаленъ Отцу, то какимъ образомъ
Отецъ родилъ Сына? По желанію или не по желанію? Если ска¬
жемъ: по желанію, то они оспариваютъ: вотъ желаніе было прежде
Слова, такъ какъ прежде чѣмъ Онъ пожелалъ, говорятъ, не было Сына.
Если же скажемъ: не по желанію, то они говорятъ: Божество
испытываетъ принужденіе; все же, терпящее принужденіе, не Богъ.
А мы говоримъ, что какъ солнце имѣетъ совѣчными себѣ лучи н
сіяніе, такъ и Отецъ — Сына и Святаго Духа, — чтобы намъ не
сказать, что и Отецъ—во власти начала. Если говорится: во вла¬
сти начала, прежде чѣмъ началъ бытіе Сынъ, то Отецъ не былъ
Отцомъ, по твоему слову, и ты будешь вынужденъ нечестиво по-