Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
964 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТА намѣреваясь сразиться съ какийъ-либо слабымъ тираномъ и зная,
что этотъ побѣжитъ отъ него, выдумываетъ трусость, говоря сво¬
имъ войскамъ побѣжимъ, невидимому, отъ лица его, чтобы онъ
не убѣжалъ отъ насъ, но сталъ преслѣдовать, и такимъ образомъ,
повернувшись, схватимъ его,—точно такъ же и Господь прикры¬
вался робостью, чтобы діаволъ приблизился къ Нему, какъ въ чело¬
вѣку, и нашелъ Его Богомъ, имѣющимъ одолѣть его и освобож¬
дающимъ всѣхъ, находившихся во власти ада. Именно такъ го¬
ворится: лейся ангелъ, укрѣпляя Его (Лук. ххп, 43). Тотъ, Кому
покланялись ангелы и предъ Кѣмъ преклоняется всяко колѣно
небесныя* и земныхъ, а преисподнихъ (Филип. п, 10), какимъ обра¬
зомъ получалъ силу отъ ангела? Не силу, но славословіе ангела,
говорившаго: Твое, Господи, царство и сила. О дни томъ или ча<ъ
никтооке влетъ, ни ангелы, ни Сынъ, токмо Отецъ (Марк. хш,
32; Матѳ, ххіг, 36). И какимъ оврагомъ, говоритъ, равенъ Отцу
Тотъ, Кто не внаетъ тогодняі Кто сотворилъ его (т. е. день),
рагвѣ не внаетъ о немъ? И почему же говоритъ: ни ? Здѣсь
усматривай умозрительное энаніе. Въ Писаніи можно найти два
вѣдѣнія и знанія: одно, получаемое на основаніи дѣйствія, н дру¬
гое—на основаніи разума. Адамъ, говоритъ (Писаніе), позна Еву,
жену свою (Быт. іт, 1), не какъ прежде негнавшій ея, потому
что какимъ оврагомъ не гналъ тотъ, кто сказалъ: се нынѣ кость
іогз отъ костей моихъ и плотъ отъ плоти моея (Быт. іі, 23)? И Авраамъ
позналъ Сарру, жену свою, и Іаковъ — Лію и Рахиль (—ххіх).
Рагвѣ же онъ не зналъ ихъ, ради нихъ служившій четырнадцать
лѣтъ? Онъ гналъ ихъ, конечно, умомъ, а наконецъ узналъ н на
дѣлѣ. Итакъ, Отецъ, не судящій никого, но весь судъ давшій
Сыну (Іоан, г, 22), видѣлъ день и умственно, и на дѣлѣ; Сынъ
же, придя спасти міръ, а не осудить, видѣлъ его умственно, но
такъ какъ еще не судилъ, то не внаетъ дня, разумѣя знаніе
практическое, т. е. самымъ дѣломъ. 3. Но Павелъ говоритъ: разумѣйте посланника и святителя
исповѣданія нашего Іисуса Христа, вѣрна суща Сотворгиему Его
(Евр. іп, 1—2); и въ иномъ мѣстѣ: Господа и Христа Его Бою
сотворилъ есть (Дѣян, п, 36); и Соломонъ: Господъ созда мя на¬
чало путей Своихъ въ дѣла Своя (Притч. Сол. пи, 22). Видишь,
какъ Писаніе объявляетъ Его твореніемъ и созданіемъ? Но, о, бо¬
гоборецъ, тебя ивобличитъ то, чтб слѣдуетъ: всякъ бо, говоритъ
(Писаніе), первосвященникъ, отъ человѣкъ пріемлемъ, за человѣки
поставляется, да приноситъ и дары, и яеертвы (Евр. г, 1). Онъ
получилъ отъ насъ сотворенную, плоть безъ грѣха, которую при¬
несъ Отцу въ жертву за насъ. Итакъ, понимай слова: сотворгиему
Его въ отношеніи къ плоти, а не въ отношеніи къ божеству. Такъ