Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
о святой и единосущной троицѣ. 95В (Лук. ххи, 15). Аще возможно есда мимоидетъ отъ Мене юю
чаша сія: обаче не моя воля, но твоя да будетъ (Матѳ, ххп, 39).
Развѣ онъ ужасается смерти, или не добровольно идетъ на стра¬
даніе,—Онъ, сказавшій: подобаетъ Сыну человѣческому много по-
страдати и убіену быти, и быть погребену, третій день
воскреснути (Матѳ, гш, 31), — сказавшій: сію, и тремя* денми воздвигну ю (Іоан, іі, 19),—сказавшій: область имамъ
положити душу Мою, и область имамъ паки пріяты ю (—х, 17, 13), и: никтоже возметъ ю отъ Мене; Азъ полагаю ю о Себѣ, и
Я паки пріиму ю (18),—упрекнувшій Петра, котораго 8а немного
времени прежде счелъ блаженнымъ за его слово: Ты еси
Сынъ Бога живого (Матѳ, хп, 16), а послѣ того какъ Петръ счелъ
страданіе недостойнымъ Его, то услышалъ отъ Господа: иди за
Мною, сатано, соблазнъ Ми еси: яко не мыслиши, яже суть
оюія, но человѣческая (—23),—вознамѣрившійся взойти въ Іеруса¬
лимъ, чтобы чревъ Свое страданіе всѣмъ доставить спасеніе,—пред¬
возвѣстившій чрезъ пророковъ даже и образъ Своего страданія:
чрезъ Іеремію: на Мл ггомыслтиа лукавый, пріидите и вложимъ древо въ хлѣбъ его и истребимъ его отъ земли
(Іерем. хі, 19),—внаменуя крестъ; а чревъ Давида: даша въ снѣдь
Мою желчь, и въ жаокду Мою напоиша Мя оцта (Псал. ьхпіі, 22); и: ископашаруцѣ Мои и нозѣ , раздѣлиша ризы Моя себѣ, и о одежды Моей меташа жребій (Псал. ххі, 17,19); и чрезъ
Исаію: плещи Мои вдохъ на раны и ланитѣ Мои на заушенія,
лица же Моего не отвративъ отъ студа заплеваній (Иса. ь, 6)?
Итакъ, внаешь, что все это совершилось на крестѣ. Пилатомъ
Онъ былъ битъ, рабомъ былъ ваушенъ, беззаконными оплеванъ,
воинами былъ пригвожденъ гвовдями на крестѣ, при чемъ они
раздѣляли Его одежды и бросали жребій. Чревъ многое предзна¬
меновавшій Свое страданіе, какимъ образомъ Онъ избѣгаетъ его
теперь? Для чего же Онъ говоритъ: Отче, аще возможно есть, да
мимоидетъ отъ Мене чаша сія (Матѳ, ххп, 39)? Діаволъ не 8налъ,
кто Онъ былъ. Видя, что терпитъ жажду, голодъ, утомляется,
видя и остальныя дѣйствія Его домостроительства, подумалъ, что
Онъ—простой человѣкъ, а видя Его божескія чудеса, догадывался,
что Онъ—Богъ; слѣдовательно, усумнилсл относительно Его, не
8ная Его. Еслибы онъ точно зналъ, что былъ Богъ, то не дерз¬
нулъ бы подойти въ Нему, какъ говоритъ и Павелъ: аще бо
разумѣли, не быша Господа славы распяли (1 Кор. и, 8). Итакъ,
Господь прикрываетъ Себя робостью, привлекая того къ Себѣ,
чтобы онъ, придя къ Нему, какъ въ человѣку, былъ обращенъ
Имъ въ бѣгство, и чтобы были исвуплепы всѣ плѣнники, кото¬
рые задерживались имъ. Подобно тому какъ какой-либо царь,