Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
952 творенія св. іоанна златоустаго. свое очиститъ, лукъ свой напряже, и уютова и; стрѣлы своя
раемымъ содѣла (Псал. гп, 14). Какимъ хе образомъ? Божество
ни окрыленно, ни одержимо сномъ, нѣтъ у Бога и меча, иди духа,
иди стрѣлъ,—Божество безтѣлесно. Но пророкъ угрожаетъ этимъ,
желая возбудить тупоуміе слушателей. Такъ и Богъ—Слово, рати
насъ воплотившійся, подражая Своему Отцу, говоритъ уничижен¬
ное, обращая взоры на наше спасеніе. Послѣ того какъ думали,
что Онъ—противникъ Богу, говоря, что нѣсть сей отъ Бога (Іоан,
іх, 16); и: о добрѣ діьлѣ каменіе не мещемъ на Тя, но о , Ты, человѣкъ сый, твориши Себе Бога (—х, 33), и желали побить
Его камнями по той причинѣ, что Онъ не только разворялъ суб¬
боту, но—что Отцомъ Своимъ называлъ Бога, дѣлая Себя рав¬
нымъ Богу, также и по той, что они не вмѣщали возвышеннаго
и достойнаго Его божества,—Онъ начинаетъ говорить уничижен¬
ное, всячески показывая, что Онъ — не противникъ Богу. Аще
бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко иду къ послав¬
шему Меня Отцу, яко Отецъ Мой болій Жене есть (Іоанн. хіѵ, 28). Когда Онъ дѣлалъ Себя равнымъ Отцу, то они замышляли
побить Его камнями. Если хе это не такъ, то ты будешь вы¬
нужденъ хвалить іудеевъ за то, что они справедливо распяли Его,
какъ противника Богу, потому что тотъ, кто дѣлаетъ себя равнымъ
Богу н Отцу, а на самомъ дѣлѣ не таковъ, есть противникъ Богу.
Слѣдовательно, наконецъ, лжетъ Павелъ, говоря: не восхищеніемъ
непщева быти равенъ Богу (Филипп. и, 6). Чтб же есть Спаси-
ситель,—сообразно съ чѣмъ Онъ не воплотился? Такимъ образомъ
въ изреченіи: восхохсду ко Отцу и Отцу вашему, и Моему и Богу вашему (Іоанн. хх, 17) иначе называетъ Свое, со¬
образно съ естествомъ, и иначе наше, сообразно съ благодатію и
усыновленіемъ, иначе Свое, какъ по собственному благоволенію и по
созданному воспріятію и иначе наше, какъ твореній. Если же ты
сомнѣваешься въ этомъ, то Онъ могъ сказать: Отцу нашему и
вашему. Почему Онъ отдѣлилъ Себя, если не для того, чтобы на¬
учить насъ этому богоприличному мнѣнію? Видишь, говоритъ1;,
какимъ образомъ Онъ нуждается въ помощи Отца, говоря: нынѣ
душа Моя возмутися. И что реку: Отче, спаси Мя отъ часа сею
(Іоан, хп, 27). Худо читаешь: сказалъ: нынѣ душа Моя возку-
тися, и, такимъ образомъ разлучивъ одно отъ другого, присоеди¬
нилъ слова: что реку: Отче, спаси Мя отъ часа , но сею ради
пріидохъ на часъ сей (—27). Чрезъ изреченіе: сею ради пріидохъ
на чаи ссл Опъ показалъ, что не избѣгалъ спасительной смерти.
Желаніемъ возокелѣхъ сію пасху ясти съ вами, говоритъ Онъ ') Т. ѳ. еретикъ.