Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
О СВЯТОЙ И ЕДИНОСУЩНОЙ ТРОИЦѢ. 951 «на къ Нему (Варух. ш, 36). Объ Отцѣ рѣчь или о Сынѣ? Объ Отцѣ, говоритъ онъ. Отецъ воплотился или Сынъ? Сынъ. А
по твоему слову, воплотился Отецъ. Но теперь я вигу, согласно
со словомъ пророка, что—Сынъ, Который и человѣки поживе
(—38). Да, Господь воплотился, а Отецъ остался безплотнымъ.
Убѣдись хе, о, неразумный, что онъ о Сынѣ говоритъ, слѣдую¬
щими словами: Сей Богънашъ, не вмѣнится инъ къ Нему. Изо-
брѣте всякъ нутъ хитрости, и даде ю Іакову отроку Своему,
и Исраилю возлюбленному отъ Нею. Досемъ на земли явися, и
съ человѣки ножное (—36—38). Видишь ли Его н Законополож-
никонъ? Вѣдь если Онъ самъ изобрѣтя всякъ путъ хитрости,
даде ю Іакову, отроку Своему и Исраилю возлюбленному Ею, то
Онъ самъ есть и явившійся Монсею, и давшій законъ. Откуда
ото ясно? Послушай, что говоритъ пророкъ: завѣщаю вамъ за¬
вѣтъ новъ, не по завѣту, ею же завѣщахъ отцемъ вашимъ, когда
вэялъ за руку ихъ извести я отъ земли Египетскія; дая законы юаі
Моя въ мысли ихъ, и на сердцахъ ихъ напишу я; и будутъ
Ми въ люди, и буду имъ въ Бога (Іерем. хххі, 31—33). Видишь,
что самъ Онъ—Законодатель ветхаго н новаго завѣта? Что Онъ
самъ законополагаетъ новый гавѣтъ, н ты не усуинишься. И ты
Виѳлеемъ, доме Евфраѳовъ, еда малъ еси, еже быти тебѣ въ ты ■
сящахъ Іудиныхъ. Изъ тебе бо Мнѣ изыдетъ старѣйшина; и исходи
ею изъ начала отъ дней; и Онъ упасетъ люди Моя—Исраиля
Мнх. т, 2; Матѳ, п, 6). Ты видишь — одинъ народъ Отца н
Сына. Сынъ говоритъ: буду имъ въ Бога, и они будутъ Ми въ
люди. Отецъ говорятъ о Христѣ: упасетъ люди Моя—Исраиля.
Замѣчай единое царское достоинство Отца и Сына. А то, что послѣ
этого слышишь отъ Него, говорящаго уничиженное, послѣ того какъ
Онъ но Своему благоволенію воплотился и уничижилъ Себя ради че¬
ловѣческаго спасенія, это понимай соотвѣтственно Божію достоин¬
ству: нисмя бо убиваетъ, а духъ (животворитъ (2 Кор. щ, 6). Если въ
аностоламъ, видѣвшимъ Его чудеса и во имя Его исцѣлявшимъ всякую
болѣвнь, Онъ говорилъ: мною имамъ глаюлати вамъ, но не мооюете
носити нынѣ (Іоан, хп 12), то что—въ іудею, гораздо болѣе тупо¬
умному? Если, когда Онъ сказалъ: прежде даже Авраамъ бысть, Авъ есмъ (пн, 58), онн ввяли въ руки камни, чтобы побить Его ими,
то какъ они снизошли бы выслушать, еслибы Онъ сказалъ имъ
что-либо возвышенное? Кто-либо могъ бы найти, что такимъ обра¬
зомъ и въ ветхомъ завѣтѣ многое говорится объ Отцѣ приспосо¬
бительно къ тупоумію слушателей, какъ-то: седмъ (сія) очеса Го¬
сподня, призирающая на всю землю (Захар. іг, 10); и: въ кровѣ
крилу твоею покрывши мя (Псал. хп, 8); и: возстани, вскую
спиши, Господи (ІІсал. хші, 24); и: аще не обратитеся, оружіе