Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
950 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. я говорю согласно съ твоею рѣчью: было время, когда Отца не было,
потому что не имѣющій сына не называется отцомъ.И Отецъ возъ-
имѣлъ начало отчаго бытія, потону что отецъ узнается, благодаря
сыну. Итакъ, развѣ было время, когда и Отецъ самъ былъ сы¬
номъ другого отца? О, сколь великое богохульство! Думая, что
почитаешь Отца совершенно, ты обнаруживаешь въ отношеніи къ
Нему нечестіе. Итакъ, если Сынъ самъ сотворилъ времена и
сроки [потону что вся Тѣмъ быша] (Іоан, і, 3), то какимъ обра¬
зомъ осмѣливаемся говорить, что было время, когда Сына не было?
По твоему слову, время — больше, чѣмъ Богъ-Слово, такъ какъ
то, что прежде, по необходимости—и больше. 2. Но хочешь ли узнать, что Сынъ—совѣченъ Отцу? Исаія
говоритъ: Азъ Богъ первый и Азъ посихъ; прежде Жене не бысшь
инъ Богъ, и по Мнѣ не будетъ (хыѵ, 6. хші, 10). Итакъ, если ты
говоришь, что Сынъ—повже Отца, то какимъ оврагомъ Отецъ го¬
воритъ, что по Мнѣ не будетъ инъ Если же ты поймешь это о Сынѣ, то кавинъ образомъ Онъ говоритъ: прежде Жене не
быстъ инъ Богъ? Чрезъ это усматривай, что Сынъ — совѣчевъ
Отцу. Слушай же свидѣтельства, произнесенныя о Сынѣ, и избѣ¬
гай безчестить Его: одожди Господъ огнь отъ и огнь на Содомъ (сравн. Быт. хіх, 24). Господомъ называетъ Отца, Госпо¬
домъ—Сына, Господомъ—Святаго Духа, такъ какъ говоритъ: Гос¬
подъ же Духъ есть (2 Кор. іп, 17); и не схавалъ: Господь мень¬
шій вовлѣ Господа великаго. И Моисей говоритъ: и да поклонятся
Ему вси ангели Бозкіи (Второе, хххіі, 43); ангелъ же творенію
не покланяется. И чтобы ты понялъ, что это сказано о Сынѣ,
послушай, что говоритъ Павелъ: егда же вводитъ первороднаго во
вселенную, глаголетъ: и да поклонятся Ему вси ангели Божіи (Евр.
і, 6; Псал. хсп, 7). А также н Давидъ взывалъ: рене Господъ Гос-
подеви моему: сѣди одесную Жене, дондеже полозку враги твоя
поднозкіе ногъ твоихъ (Псал. сіх, 1). И не сказалъ: Господь Гос¬
пода моего; но сказалъ: Господъ Господеви моему. Се, говоритъ
Исаія, Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ ■ , и нарекутъ имя ему Еммануилъ (Иса. ѵп, 14; Матѳ, і, 23), еоке есть сказаемо:
съ нами Богъ (Мѳ. і, 23). Да, навиваю Его Сыномъ, однакожъ,
подчиненнымъ и меньшимъ Отца. Снова изобличаетъ тебя Исаія,
говоря, что Отроча родися намъ, Сынъ и дадеся намъ; и пори¬
цается имя Его: Велика совѣта Ангелъ, Чуденъ Совѣтникъ, Богъ
крѣпкій, Властелинъ, Князь мира, Отецъ будущаго вѣка (Иса.
іх, 6). Пророкъ провозглашаетъ Властелиномъ, Богомъ крѣпкимъ’,
а ты называешь Его подчиненнымъ? Тотъ называетъ Велика со¬
вѣта Ангеломъ; а ты называешь малымъ? Смотри же, прошу, что
о Немъ взываетъ также н Іеремія: Сей Бои нашъ, не вмѣнится