Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СВЯТОЙ И ЕДИНОСУЩНОЙ ТРОИЦѢ. 949 1—і, 1). И кавинъ, слѣдовательно, образомъ Оно равно Отцу,
когда иареченіе объ Отцѣ: Тебе единаго истиннаго Бога показало,
что Санъ не истественный, а усыновленный Богъ? Итакъ, что хе,
воюющій противъ своего собственнаго спасенія? Такъ какъ на¬
писано, какъ говоритъ Іоаннъ объ Огцѣ, что Богъ есть свѣтъ, а
о Сынѣ, что бѣ свѣтя истинный, то ухели вслѣдствіе итого ты
дергаешь говорить, что Отецъ меньшій, потому что не присоединено:
свѣтъ истинный, но только о Сынѣ сказано: свѣтъ ? По¬ добно тому какъ ты не дерзаешь умалить Отца изъ-эа неприсоеди¬
ненія слова: истинный, точно такъ хе, слыша объ Отцѣ: Тебе еди¬
наго истиннаго Бога, а о Сынѣ: Богъ только, не дерзни умалить
Сына изъ-за противопоставленія именъ — объ Отцѣ: Богъ истин¬
ный, о Сынѣ: Богъ, въ свою очередь—о Сынѣ: бѣ свѣтъ истинный,
объ Отцѣ хе: свѣтъ только. Итакъ, какъ не долхно дерзать го¬
ворить объ Отцѣ, что Онъ не свѣтъ истинный, и о Сынѣ, что
Онъ не Богъ истинный, потому что самъ Онъ сказалъ: Авъ есмь
истина (Іоан, хіѵ, 6), такъ—и о Духѣ Святомъ, потому что Онъ—
Духъ истины. Чревъ посредство втихъ свидѣтельствъ учись по¬
читать нераздѣльную Троицу: вся, ел имать Отецъ, Моя суть
(Іоан, хѵі, 15), сказалъ Единородный Богъ, сый въ лонѣ Отца.
Моисей говоритъ: Сый посла мя (Исх. ш, 14). Сый—Отецъ, Сый—
Сынъ, Сый — у Сущаго, безначально и безвременно рожденный. Все имѣетъ Отецъ, Онъ—поистинѣ хнянь и безсмертіе, н свѣтъ,
и всемогущій, и Богъ, и Господь; иго хе имѣетъ и Сынъ. Авъ
семь, говоритъ Онъ, истина и животъ (Іоан, хіг, 6); и: бѣ свѣтъ
истинный (—і, 9); и: Богъ бѣ Слово (—1). Такъ хе и апостолъ
Ѳома говоритъ: Господь мой и Богъ мой (—хх, 28), подобно тому
какъ и псалмопѣвецъ говоритъ: взыскахъ Бога руками могила и
не обманулся (Исая, ьххті, 2). Ѳома въ невѣріи осягалъ Слово и
не обманулся, вѣрою исповѣдавъ Его Господомъ н Богомъ. Да,
говоритъ онъ*): навиваю Сына Божія Богомъ, но не безначальнымъ, а
сотвореннымъ; слѣдовательно, н рабомъ. И какимъ образомъ? Иоке во
обравѣ Божіи сый, не восхищеніемъ непгцева быти равенъ Богу, но
Себе умалилъ, вракъ раба пріимъ(Фвтп. п, 6—7). Итакъ, если Онъ—
рабъ, потому что всякая тварь—рабская, то какиих образомъ, будучи
рабомъ, принялъ вракъ раба? Какъ хе Себе умалилъ, если не былъ іоио
совершеннымъ Богомъ? Принялъ то, чего не имѣлъ, оставшись тѣмъ,
чѣмъ былъ; не сдѣлался тѣмъ, чѣмъ былъ, но, сый во образѣ Божіи,
по человѣколюбію, не потерпѣвъ измѣненія, принялъ вракъ раба. Если
же ты не желаешь исповѣдывать Его безначальнымъ, то, слѣдова¬
тельно, было время, когда Сына не было? Да, говоритъ. Итакъ, смотри, !) Т. е. еретикъ.