Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
948 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. звѣзды, небеса, ангеловъ, силы, людей, духовъ, всю тварь—види¬
мую и невидимую, духовную; п нигдѣ они не исчислили Сына
или Духа Святаго между тварями. Ты, конечно, скажешь: они
не знали о Духѣ или Сынѣ, такъ какъ были іудеями; по тебя
тотчасъ изобличаетъ само Писаніе: четвертый былъ, говоритъ
Писаніе, какъ подобіе Сына Божія (Дан. ш, 92). О Святомъ же
Духѣ говоритъ: воздвиже Бои Духомъ Святымъ отрока юна.
имя Даніилъ (Дан. хш, 45). А также и во многихъ другихъ мѣстахъ
въ Бетхомъ Завѣтѣ былъ предвозвѣщенъ Духъ Святый. Итакъ, онп
знали, что Отецъ и Сынъ, и Святый Духъ—одного божества и
силы; знали же и призывать то, что служило Богу, къ славосло¬
вію божества. А чтобы ты узналъ, что въ Троицѣ нѣтъ мѣста ни¬
чему сотворенному или привводному, ото показывалъ Павелт. по-
Ю89 ставившій впереди Отца, а въ другомъ мѣстѣ—Святаго Духа, по¬
тому что онъ такъ говорилъ: единъ Бои Отецъ, изъ Негоже ,
ч мы у Него, и единъ Господъ Іисусъ, Имже , и мы Тѣмъ
(1 Кор. ѵш, 6), и единъ Духъ Святый. Опять же говоритъ: раз¬
селенія дарованій суть, а тойжде Духъ; и раздѣленія служеній
суть, а тойжде Господъ; и раздѣленія дѣйствъ суть, а тойжде
есть Богъ, дѣйствуяйвся во всѣхъ. Вся же сія дѣйствуетъ единъ
и тойжде Духъ, раздѣляя властію якоже (—хи, 4—6, 11), я не какъ приказывается. Когда же Сынъ кре¬
стился, Отецъ свидѣтельствовалъ съ неба, Духъ же Святый въ
видѣ голубя нисшелъ на равночестнаго (Мѳ. га, 16, 17». Чрезъ
все ото мы научаемся усматривать единое царское достоинство
нераздѣльной Троицы. Самъ же Богъ—Слово, ради насъ воистинну
воплотившійся, намѣреваясь возвратиться туда, откуда Онъ и не
былъ разлученъ, говоритъ святымъ Своимъ апостоламъ: учите вся языки, крестягце ихъ во имя Отца и Сына, и Святаго
Духа (Матѳ, ххѵш, 10). Мы запечатлѣны, но печать Святой
Троицы—едина, едино крещеніе. Итакъ, какимъ образомъ ты осмѣ¬
ливаешься отчуждить отъ Отческой сущпости Сына или Святаго
Духа? Еслибы Они были чужды, то не исчислялись бы при кре¬
щеніи вмѣстѣ съ Отцомъ. На какомъ основаніи, согласно съ тво¬
имъ словомъ, о, богоборецъ, Сынъ или Духъ—берутся вмѣстѣ съ
Отцомъ, если они созданы? Если одно, только имяОтца могло спасти
крещающагося, то зачѣмъ вмѣстѣ съ Нимъ берутся творенія, какъ
будто бы одинъ только Отецъ былъ не въ состояніи спасти? Да
пе будетъ! Итакъ, если ты проповѣдуешь о немощи Отца, избѣ¬
гая того, что—единосущно, то будешь вынужденъ самою истиною
вмѣстѣ съ нами псповѣдывать Троицу—песозданную и единосущ¬
ную. и всемогущую. Но ты скажешь мнѣ, что объ Отцѣ написано:
Тебе единою истиннаго Бога ( Іоап. хѵіі, 3). Но и Бои Слово