Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
О СВЯТОЙ И ЕДИНОСУЩНОЙ ТРОИЦЪ. 947 пеня на свидѣтельства Святой н Единосущной Троицы и почи¬
тай Ее право, чтобы тебѣ не погибнуть. И рече, говоритъ (Пи¬
саніе), Богъ: сотворимъ человѣка но образу Нашему и по подобію
(Быт. і, 26). Итакъ, скажи мнѣ, съ кѣмъ Богъ совѣтуется? Съ ангелами, говоритъ. Но ангелы не имѣютъ обрава Божія;
говоритъ же въ творящему вмѣстѣ съ Нимъ Сыну и Свя¬
тому Духу. И чтобы ты повѣрилъ, что ито — истинно, послушай,
чтб говоритъ псалмопѣвецъ: словомъ Господнимъ небеса
шася и духомъ устъ Біо вся сила ихъ (Псал. хххп, 6). Но тебѣ
не беэъи8вѣстно, что Слово—Сынъ, потому что Іоаннъ Богословъ
говоритъ: и Богъ бѣ Слово (Іоан, і, 1); и о Духѣ: Духъ— (—іу, 24). Итакъ, говоритъ Богъ Отецъ въ Богу Сыну н въ
Богу Духу Святому: сотворимъ человѣка по образу Нашему. И
не свивалъ: Моему и вашему, ни: Моему и твоему. Указывая же,
что образъ Святой Троицы—одинъ, (Писаніе) говоритъ: и сотвори
Богъ человѣка, по образу Божію сотвори ею (Быт. і, 27). Какъ и іозв Павелъ ввиваетъ о Сынѣ: Иже сый сіяніе славы и образъ ипо¬
стаси (Евр. і, 3). И опять въ другомъ мѣстѣ Писаніе говоритъ:
пріидите, и сошедше смѣсимъ языкъ ихъ (Быт. хі, 7). Словомъ:
пріидите—зоветъ равныхъ по чести. Еслибы повелѣлъ ангеламъ,
то не сказалъ бы: пріидите, а повелительно: идите. Обращай
же, прошу, вниманіе на голосъ Отца, призывающій Сына и Духа.
Если бы сказано его было въ одному только, то Онъ сказалъ бы:
■пріиди, и сошедше смѣсимъ языки ихъ, слово же: пріидите—
голосъ одного къ нѣкоторымъ двумъ равночестнымъ. Послушай
же и блаженнаго Іова, который ясно указываетъ на нераздѣль¬
ную Троицу, такъ какъ онъ говоритъ: окивъ Господъ, иже ми
сице суди, и Вседержитель, иже огорчи ми душу, и Духъ Бо¬
жій, сущій въ ноздрехъ моихъ (Іов. ххш, 2—3). Назвавши Го¬
спода и Вседержителя, и Духа Божія, онъ возвѣстилъ Единосущ¬
ную Троицу. Замѣть и пѣснь серафимовъ, взывающихъ трижды:
святъ, святъ, святя (Иса. п, 3). Они не говорятъ только одна¬
жды: святъ, н не говорятъ дважды: святъ, святъ, и не четы¬
режды, и не говорятъ: святы, святы, святы, чтобы многоимен-
ность не ввела насъ въ многобожіе, но объ одномъ только, но
трижды: святъ, святъ, святъ, такъ какъ чревъ это они указы¬
ваютъ на единое и равное славословіе Отца н Сына, н Святаго
Духа. Послушай и пророка, который снова говоритъ: Духъ Го¬
сподень глаюла во мнѣ, и слово ею на языцѣ моемъ (2 Цар.
ххш, 2). Прежде показано, что Богъ бѣ Слово. Сказавъ же о
Духѣ Господнемъ и Словѣ и Господѣ, онъ возвѣщаетъ нераз¬
дѣльную Троицу. Смотри и на трехъ отроковъ въ пещи, къ сла¬
вословію Бога прививающихъ всѣ твари и созданія, солнце, луну, Ю1АНІВ СНВ. Д7Х. АКАДЕМІЯ. 60*