Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
946 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. 1087 такъ какъ весь народъ, воюя, воскликнулъ: мечъ Господеви и Ге
деону (Суд. ѵіі, 20). Итакъ, подобно тону какъ Монсей соеди¬
ненъ съ Богомъ, не какъ равночестннй Богу, но какъ служитель
Божій, и Сануилъ — съ Богомъ, не какъ равночестннй, но какъ
пророкъ, и Гедеонъ—съ Богомъ, не какъ равночестннй, но какъ
военный вождь, такъ и апостолы — съ Духонъ, какъ проповѣд¬
ники Евангелія. Поэтому познай достоинство и не оскорбляй
чести Духа; познай боговдохновенное богословіе Святой Троицы,
Отца и Сына, и Святаго Духа. Это—несозданное естество, истин¬
ное достоинство, нераздѣльное царство, недѣлимая часть, нераз¬
рывная надежда, непостижимая слава Отца и Сына, и Святаго
Духа, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе во
вѣки вѣковъ. Аминь. О-
О СВЯТОЙ и Единосущной Троицѣ. [.ЗОЩРЯЮЩІЕ свои яэыки противъ Святой и Единосущной
Троицы, и бѣснующіеся, и замышляющіе ниспроверженіе
достоинства Единороднаго Сына и Святаго Духа изобли¬
чаются самимъ Святымъ Духомъ, говорившимъ чрезъ свя¬
тыхъ пророковъ, и Словомъ, которое возвѣстило о Своемъ прише¬
ствіи во плоти, бывшемъ ради насъ отъ святой Дѣвы, и неивре-
ченномъ, и чуждомъ измѣненіи, вслѣдствіе Его достоинствъ. Бу¬
дутъ же изобличены они окончательно въ день праведнаго суда
Его, когда Онъ снова придетъ съ неба, чтобы прославиться во
святыхъ Своихъ и явиться дивнымъ въ тѣхъ, кто сохранилъ Его
вѣру неизмѣнно. Но, о, возлюбленные, ученики аріанъ и одержи¬
мые безуміемъ македоніанъ осмѣлились говорить о Богѣ вели¬
комъ и Богѣ маломъ и созданномъ, привнося къ намъ эллингомъ.
Тѣмъ свойственно покланяться твари и одного ивъ своихъ боговъ
считать великимъ, а другого умалять. Если недостаетъ чего-либо
Сыну, или Духу, то это не —1 Богъ. Павелъ, порицая ихъ въ по¬
сланіи въ Римлянамъ, говоритъ: почтоша и твари паче Творца, иоке есть благословенъ надъ всѣми Богъ (Римл, і, 25). Если же кланяются твари, называя Сына и Духа тварью,
то они — прокляты согласно словамъ Моисея: проклятъ всякій,
повланяющійся твари и созданію (Второе, ххѵи, 15). Мы же по¬
кланяемся не твари, но несозданной Троицѣ, непреложной, неиз¬
мѣнной и единосущной, не имѣющей ничего привведеннаго или
рабскаго, или достигшаго бытія вслѣдствіе приращенія, какъ бы
такого, что прежде не существовало, а явилось послѣ. Смотри у