Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
944 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. мнохи раны грѣшному (Псал. хххі, 10), и ничто не присоединяется имъ; между тѣмъ многи скорби праведныхъ, н отъ всѣхъ ихъ
Господь избавитъ ихъ. Но кто-либо, слыша это. да не отчаи¬
вается въ самомъ себѣ и да не говоритъ: итакъ, если я получаю
удары, какъ грѣшникъ, не имѣя надежды, то наказаніе ото для
меня — безплодно. Теперь Писаніе назвало грѣшника, не совер¬
шенно чуждаго благочестія, но страдающаго, до нѣкоторой сте¬
пени благочестиваго, но падающаго въ человѣческихъ дѣлахъ.
Вѣдь Богъ милостивъ къ грѣшникамъ, все Писаніе полно
залоговъ Божія человѣколюбія. Оно говоритъ: живу
летъ Господъ, не хочу смерти грѣшному, но еже и оюиву биты ему (Іезек. хтш, 3. 23). Богъ клянется, не потому, что
не довѣряетъ Себѣ, но выводя наше невѣріе въ состояніе вѣры.
Поэтому всякій человѣкъ, испытываемый скорбями, пусть гово¬
ритъ: праведенъ Ты, Господи, и правы Твои приговоры, — н
вмѣстѣ съ этимъ онъ обнаружитъ благородную душу, и не на¬
рушитъ благочестія. Таковъ, напр., быДъ блаженный Іовъ, который
велъ борьбу противъ всякихъ страданій, побѣдилъ всѣ діаволь¬
скіе ужасы, ослабилъ все діавольское неистовство, твердостію
своего обрава мыслей сокрушилъ діавольскія волны, всего одно¬
временно лишился н не отрекся отъ Господа всѣхъ. По его во¬
инскіе подвиги будутъ изложены въ особой рѣчи, такъ какъ по¬
истинѣ они требуютъ особаго времени для ихъ изслѣдованія, чтобы
мимолетностью своихъ рѣчей намъ не оскорбить его подвиговъ;
будемъ, Однакожъ, имѣть предъ глазами то, что именно сказалъ
тотъ благоразумный мужъ и великій подвижникъ. Онъ налагаетъ
на сказанное печать; лишенный всего онъ не отвергся благоче¬
стія, но говоритъ: Господъ даде, Господъ отъятъ; яко Господеви
изволися, тако и быстъ (Іов. і, 21). Прекрасно сказалъ—
уступаетъ достоинству, не любопытствуетъ напрасно относительно
управленія; не схавалъ, какъ мы говоримъ: почему молодые уми¬
раютъ, а старики остаются? Какое это управленіе? Старикъ
сильно желаетъ смерти, имѣя разслабленную плоть н терпя не¬
достатокъ въ деньгахъ и во всякомъ иномъ утѣшеніи; но не по¬
лучаетъ исполненія желанія; а отрокъ обладающій милою красо¬
тою, вожделѣнный для своихъ родителей, похищается безвре¬
менно? Научись не разслѣдовать таковое, научись говорить:
судъды Твоя — бездна много (Псал. хххг, 7); научись говорятъ:
праведенъ еси, Господи, и правы суди Твои (Псал. схтпі, 137);
научись говорить: яко Господеви тако и ; по- 8най достоинство Божіе, чтобы познать благочестіе. Но такъ
какъ слово вторглось въ славу Святаго Духа, то скажемъ что-
либо изъ догматовъ для нашей безопасности н утвержденія. По-