Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ВѢРѢ, И о 8АКОНѢ ПРИРОДЫ, И О СВЯТОКЪ ДУХѢ. 943 чающагося съ человѣкомъ или если умретъ жена, то забываетъ о
томъ, чтб писалъ, и произноситъ другія трагическія слова: и это,
говоритъ, надлежало мнѣ испытать? Ожндалъ ли я, что перенесу
это и лишусь супруги? Что же? Ты забылъ о томъ, что напи¬
салъ? Когда дѣла еще не наступили, то ты понималъ границы
естества; когда же подвергся страданіямъ, то позабылъ о зако¬
нахъ естества? Это 'говорится для вразумленія всѣхъ, для того,
чтобъ всѣ все" случающееся переносили благородно, чтобы не ду¬
мали, что Божіи опредѣленія — наказаніе. Не любомудрствуй,
когда еще нѣтъ бѣдствій; но — тогда, когда окажешься застигну¬
тымъ страданіями, обнаружь величіе души; когда печалишься,
вспомни слова, которыми утѣшаешь печалящагося. Какія произ¬
носимъ слова въ отношеніи къ печалящимся? Не такъ ли разсуж¬
даемъ съ ними: эти несчастія — человѣческій удѣлъ; ты не
одинъ только терпишь это несчастіе, не одинъ только перенесъ
насиліе со стороны смерти; это переносятъ и цари, часто испы¬
тывали это бѣдствіе и правители, испытываютъ его и владѣтели;
пойми свое естество; ты—человѣкъ; вмѣстѣ со всѣми и самъ ты
имѣешь общіе законы природы?.... 3. Это и бблыпе этого говоришь ты, когда утѣшаешь другого» Или въ самомъ дѣлѣ ты — благородный учитель другихъ, а въ
отношеніи къ себѣ самому даже не — жалкій ученикъ? Свойство
великой и благородной души — любомудрствованіе среди самаго
разгара бѣдствій. Если кто можетъ при каждомъ несчастій или
печали, или потерѣ говорить: Ты, Господи, праведенъ и приго¬
воры Твои — правы, то онъ терннтъ потерю, какъ человѣкъ, но
увѣнчивается, какъ боголюбецъ. Живнь, братья, преисполнена
большой трудности, и непремѣнно должно и праведному и не¬
праведному, и благочестивому и нечестивому страдать. Но ве¬
лико различіе: иное значитъ — быть* накавываему, въ качествѣ
домашняго человѣка, и иное—быть бичуему, въ качествѣ чужого.
Получаетъ удары сынъ, получаетъ удары и слуга; но одинъ,
какъ впавшій въ грѣхъ рабъ, а другой, какъ свободный и какъ
сынъ, нуждающійся во взысканіи съ него; эти удары не произ¬
водятъ равной почести. Если благочестивый потерпитъ то, что
терпитъ нечестивый, то онъ не дѣлается равночестнымъ съ не¬
честивымъ; но этому (т. е. благочестивому) наказаніе вмѣняется
въ скорбь и испытаніе, а нечестивому въ бичеваніе и наказаніе.
Поэтому, зная о такихъ затруднительныхъ положеніяхъ, блажен¬
ный Давидъ говоритъ о праведныхъ: скорби праведнымъ (Іісал. хххіп, 20). Но смотри на то, что присоединяется: и отъ
велся ися избавитъ я Господъ (—20). Еще не схавалъ о скорби,
а показалъ исцѣленіе. О противоположныхъ же людяхъ говоритъ: юм