Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
942 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ААТОУСТАГО. н не вндитъ самого себя, но видитъ того, кто умеръ прежде него.
Мы видимъ умершихъ и разрѣшившихся въ прахъ, н чревъ то,
чтЬ видимъ, воспитываемся. Не вндѣдъ ли ты часто наглыхъ и вы¬
сокомѣрныхъ мужей, какъ уничиженнн и кротки бываютъ они,
умирая? Возвѣщается смерть, и сердце всѣхъ трепещетъ, гордость
всѣхъ низвергается; и мы любомудрствуемъ около гробницъ,—когда
увидимъ обнаженныя кости, и когда поразмыслимъ о. человѣче¬
скомъ естествѣ, изъѣденномъ и разрушившемся, то тотчасъ любо¬
мудрствуемъ другъ съ другомъ: вотъ чѣмъ мы дѣлаемся и куда уда¬
ляемся! Такъ мы говоримъ, а вышли изъ могилъ—и вабили про
іовь уничиженіе. При могилѣ каждый говоритъ своему ближнему при¬
близительно слѣдующимъ образомъ: о, несчастіе! о, жалкая наша
живнь! Смотри, чѣмъ .мы становимся. И однако,—хотя и говоримъ
вто,—совершаемъ нѣкоторыя хищенія, и кричимъ, и памятовлоб-
ствуемъ. Каждый прямо такъ разсуждаетъ, какъ будто онъ намѣ¬
ренъ совершенно отречься отъ порока; внутри словами разсуж¬
даетъ, а вовнѣ дѣлами противится Богу. Поэтому Богъ устроилъ,
чтобы всюду были сооружены гробницы, напоминающія намъ о на¬
шей собственной немощи; вслѣдствіе этого всякій городъ, всякое
селеніе предъ входами въ нихъ имѣетъ могилы. Иной спѣшитъ
войти въ царствующій городъ, цвѣтущій богатствомъ и могуще¬
ствомъ и остальными достоинствами; и прежде чѣмъ увидитъ то,
что воображаетъ, сначала видитъ то, чѣмъ самъ онъ дѣлается.
Гробницы предъ городами, могилы предъ полями; всюду наука о
нашемъ уничиженіи лежитъ предъ главами, мы научаемся прежде
всего тому, во чтб, наконецъ, разрѣшаемся, и тогда уже видны
внутренніе обравы; и не только вто, по, н намѣреваясь входить
часто въ общеніе съ жнвнью, научаемся крайнему уничиженію
естества. Часто мужъ, послѣ того какъ желаетъ ввять женщину,
диктуетъ пишущему законы относящіеся къ приданому дары. Еще
не произошло соединенія, н тотчасъ вписывается смерть; еще не
насладился сожительствомъ и бравомъ, и тотчасъ опредѣляетъ
для себя смерть; еще не увидѣлъ супруги, и напередъ уже
полагаетъ предъ собою жребій смерти какъ противъ себя са¬
мого, такъ и противъ той, и пишетъ такъ: если же умретъ мужъ
прежде жены, если жена — прежде мужа, то должно быть
то и то. Такимъ образомъ, древніе законы всегда для всѣхъ
утвердили напоминанія объ естествѣ; и не только относительно
существующаго и живущаго полагаются жребіи смерти, но и
касательно того, что еще не произошло. Чтб именно говоритъ?
Если же имѣющее родиться дитя умретъ... Еще нѣтъ плода, и
уже произнесено мнѣніе. Далѣе, и въ завѣщаніяхъ обнаружи¬
ваетъ пониманіе естества; а если испытаетъ что-либо изъ слу-