Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
О ВѢРЪ, И О ЗАКОНѢ ПРНРОДЫ, И О СВЯТОМЪ ДУХѢ. 941 не превозносился превыше своего естества, онъ часто подвергался
и опухолямъ, и ранамъ, дабы зналъ, что, будучи смертнымъ, го¬
воритъ о вѣчныхъ н безсмертныхъ предметахъ, и былъ приведенъ
къ разумѣнію, какая сила у того, что возвѣщается, и какая не¬
мощь у возвѣщающаго. Онъ далъ ему глазъ—зто маленькое зерно,
такъ какъ то, что видитъ, есть средина, самая средняя часть
врачка; и,- однако, съ помощію этого маленькаго зерна онъ созер¬
цаетъ всю тварь. И для того, чтобы онъ, обхватывая своимъ взо¬
ромъ всю тварь, не превозносился, часто происходитъ помутнѣніе
зрѣнія и главныя болѣзни, и нагноенія въ глазахъ, и слевы, и по¬
добное,—это для того, чтобы онъ узнавалъ себя самого, благодаря
своей немощи, а ва твореніе прославилъ Художника. Онъ далъ,
ему мыслящее сердце, корень разсужденій, источникъ помышленій;
во въ этихъ самыхъ мѣстахъ образовалъ и внутренности, которыя
наполняются нечистотами и всякою другою мерзостью и чревъ по¬
средство которыхъ человѣкъ ѣстъ,—чтобъ, всякій разъ какъ сердце
станетъ превозноситься, чрево удержало его, такъ что и чрево, и
нечистота необходимы для воспитательнаго руководства. Если че¬
ловѣкъ, нося нечистоту, дерзаетъ проявлять наглость и не просто
обнаруживать наглость, но даже противъ Бога, подобно тому какъ
осмѣлился скавать одинъ варварскій царь: звѣздъ поставлю престолъ мой и буду подобенъ Вышнему (Иса. хгѵ, 13-14); если,
нося столь великую нечистоту и мерзость, такъ говоритъ, то, еслибы
онъ былъ совершенно свободенъ отъ этой немощи и ничтожества,
кто могъ бы стерпѣть его—превозносящагося? Поэтому великій
Исаія *) говоритъ высокомѣрнымъ: почто гордится земля и пе¬
пелъ (Іис. Сир. х, 9)? Но снова возвратимся къ вопросу, подлежа¬
щему обсужденію. Богъ создалъ человѣка ивъ праха; но человѣкъ
пе видѣлъ, какимъ образомъ онъ произошелъ, поэтому и не зналъ
своего ничтожества: Богъ, какъ я прежде сказалъ, не сотворялъ
души рожденною прежде тѣла, чтобы она не видѣла творенія.
Однакожъ, такъ какъ онъ совершенно не знаетъ, ивъ какого онъ
явился уничиженія и — что Творецъ создалъ его изъ земли, Онъ
возвращаетъ его въ вемлю, изъ которой взятъ, чтобы, снова опы¬
томъ угнавъ свою немощь, онъ угналъ и о древнемъ благодѣяніи
и о будущемъ человѣколюбіи, потому что, когда онъ былъ сотво¬
ренъ, онъ не видѣлъ, что произошелъ изъ вемли. Обрати тщатель¬
ное вниманіе, ивъ опасенія, чтобъ мысль не ускользнула отъ тебя.
Еогда былъ творимъ Адамъ, то онъ не видѣлъ, что возникъ ивъ
вемли; но, когда онъ пробуждается въ воскресеніи, то знаетъ, что
пробуждается, совлекши съ себя прахъ, потому что хотя мертвый ’) Слѣходеао бы: /«е.