Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
940 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. потону что у благочестиваго человѣка нѣтъ даже и листа отверг¬
нутаго. Листъ ею, говоритъ Давидъ, не отпадетъ, и вся
аще творитъ, успѣетъ (ІІсал. і, 3). Но, о, чудо! Я размыслилъ
о тонъ, какимъ обр&зонъ Аданъ нагой вышелъ ивъ рая и какимъ
образомъ Давидъ цвѣтетъ въ жилищѣ Божіемъ. Одинъ вышелъ
нагинъ по причинѣ преступленія, а другой, облекшись въ добро¬
дѣтели, ввиваетъ: азъ же, яко маслина плодовита (Псал. и, 10).
Ничто въ такой степени не лишаетъ насъ оружія, какъ безплодіе;
и ничто такъ не одѣваетъ насъ, какъ плодородіе чрезъ посредство
добрыхъ дѣлъ. Аданъ былъ сотворенъ,—повторимъ н еще сказан¬
ное, такъ какъ повтореніе хорошаго укрѣпляетъ въ душахъ уче¬
ніе. Подобно тону какъ окрашиваемая шерсть постоянно кладется
въ краски, для того чтобы краска глубже запечатлѣла на ней свои
свойства,—такъ же нужно, чтобы и наши души непрерывно по¬
гружались въ божественныя слова, для того, чтобы было отмыто
древнее поношеніе н чтобы мы облеклись въ новую красоту. Та
шерсть, всякій разъ какъ приметъ краску, оставляетъ имя естества
и принимаетъ наименованіе краски; и уже не называешь ее болѣе
шерстью, но порфирою или багряницею, или зеленою матеріею,
или чѣмъ-либо подобнымъ, смотря по тому, какую красоту сооб¬
щила окрашенной шерсти краска. Итакъ, если краска измѣняетъ
имя естества, то естество Божіе не измѣняетъ ли человѣка, такъ
что одинъ и тотъ же до погруженія въ воду былъ въ земномъ
Ю84 образѣ, послѣ же погруженія подучилъ блестящій небесный образъ?
Итакъ, Адамъ былъ сотворенъ бѣднымъ изъ земли: Богъ, в8явь
прахъ, образовалъ его. Но Адамъ не видѣлъ, какимъ образомъ
онъ былъ сотворенъ, какъ я прежде сказалъ, такъ какъ не нужно
было, чтобы онъ былъ свидѣтелемъ того, что происходило, для
того, чтобы не сталъ превозноситься предъ Богомъ. Если онъ, окру¬
женный столь великимъ уничиженіемъ, превозносится и не знаетъ
Создателя, и отвергаетъ Сотворившаго, то въ томъ случаѣ, еслибъ
онъ получилъ нѣчто превышающее его природу, кто вмѣстилъ бы без¬
мѣрность его высокомѣрія? Поэтому Богъ, сотворивъ человѣка,
вложилъ въ твореніе и великія силы, и многое, свидѣтельствую¬
щее объ его уничиженіи, чтобы чрезъ лежащую въ немъ силу
встрѣчала себѣ удивленіе благодать Художника, а чревъ уничи¬
женіе прекращалось человѣческое высокомѣріе. Далъ ему го¬
ворящій языкъ, прославляющій Бога, воспѣвающій божественное,
нвъясняющій красоты творенія. Разсуждаетъ о небѣ и землѣ не¬
большой кусочекъ плоти—языкъ, не имѣющій мѣры даже и двухъ
пальцевъ; и чтЬ я говорю: пальцевъ? Даже и края ногтя; но и
этотъ небольшой и ничтожный кончикъ говоритъ о небѣ н землѣ*
И чтобы не подумалъ, что онъ—нѣкоторая великая вещь, и чтобы