Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ВѢРЪ, И О ЗАКОНѢ ПРИРОДЫ, ■ о СВЯТОМЪ ДУХѢ. 939 точностью наслѣдовать отдѣльныя частя, то не найдешь ни¬
какого порока, который являлся бы въ своемъ собственномъ
видѣ, — если онъ не вовьметъ себѣ вваймы вида у добродѣ¬
тели, то не показывается; н — какимъ образомъ, слушай: тотъ,
кто лжетъ, лжетъ, не сознаваясь во лжи, но, поддѣлываясь
подъ истину, обманываетъ; тотъ, кто поступаетъ несправед¬
ливо, не воввѣщаетъ того, чтб есть, но представляется тѣмъ,
чтб не есть, и тогда совершаетъ несправедливость. Подобнымъ
образомъ коварный человѣкъ не показываетъ коварства, но на¬
дѣваетъ на себя личину дружбы, и совершаетъ дурное дѣло; пре¬
любодѣй, не совнаваясь въ преступномъ прелюбодѣйствѣ, втор¬
гается въ жилище, но надѣвая на уста личину цѣломудрія, по¬
пираетъ божескія права. Видишь ли, что порокъ не имѣетъ своего
собственнаго лица? Подобнымъ образомъ и клеветникъ, всякій
разъ какъ является въ судилище, входитъ, не объявивъ того, чтб
именно есть, но представивъ по виду свидѣтеля истины, своею
ложью показываетъ свидѣтеля порока. Такимъ образомъ порокъ
не имѣетъ своего собственнаго лица, если не воэьиетъ вваймы
лица у добродѣтели. Поэтому Спаситель говорилъ: придутъ яз
вала во одеждахъ овчизя, внутрь же суть ѳолцы хищницы (Матѳ,
то, 15). Но возвратимся въ вопросу, подлежащему обсужденію. 2. Хочешь увнать, братъ, какую силу имѣетъ врожденный за¬
конъ? Душа наша, хотя бы она погрявла въ порокахъ, привѣт¬
ствуетъ доброе имя. Часто многіе'властители, исполненные коры¬
столюбія и ни о чемъ- другомъ не помышляющіе, кромѣ грабежа
и неправды, склоняются на просьбы нѣкоторыхъ, чтобы или облег¬
чить бѣдняку належащую нужду, или уступить что-либо игъ долга,
или не отомстить оскорбившимъ или вознамѣрившимся оскорбить.
И пришедшій, для того, чтобы прекрасно исполнить посольство
предъ мужемъ — могущественнымъ н дурнымъ, не тотчасъ начи¬
наетъ съ истины; не говоритъ ему того, что онъ есть, но припи¬
сываетъ ему имя добродѣтели. [Или не внаешь, какъ всегда при¬
творяются лица, хорошо исполняющія обязанности пословъ?]. Ты,
говоритъ онъ, добродѣтельный мужъ; твое имя прославлено, всѣ
воспѣваютъ твои хорошія дѣянія; и многое таковое присоединяетъ
для убѣжденія, чтобы склонить его похвалою и чтобы онъ укло¬
нился отъ дурного дѣла. Смотри, какъ порокъ побѣждается по¬
хвалами 8а добродѣтель. Ни одинъ 8лой не желаетъ называться
злымъ, потому что привѣтствуетъ то, что ей свойственно, хотя
свободное рѣшеніе и избираетъ противное. Итакъ, возлюбленные,
сдѣлаемся плодоносною маслиною, процвѣтемъ и дѣлами, и пло¬
дами, и листьями. Листья наши — рѣчи, плоды — образъ живни.
Пусть и слово твое будетъ честно, и образъ живни плодоносенъ,