Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
938 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. пока вѣра не водворилась въ йенъ—рядомъ съ его дѣлами. По¬
этому и Петръ, блаженный и чтимый Христомъ апостолъ, придя
ивъ Іоппіи и увидѣвъ Божію благодать, нвлитую на тѣхъ, кото¬
рые тогда считались иноплеменниками, проникнувъ въ Божіе опре¬
дѣленіе, говоритъ: поистиннѣ разу на лица зритъ Бои, но во всякомъ языцѣ дѣлая а правду пріятенъ Ему есть
(Дѣян, х, 34—35). Не схавалъ: во всякомъ языцѣ правду спасается, но: пріятенъ есть, то есть, дѣлается достойнымъ того,
чтобъ быть принятымъ. Поэтому должно, чтобъ вѣра блистала
прежде дѣлъ и чтобъ ва вѣрою слѣдовали дѣла. И никто да не
поноситъ вѣры ивъ-за ея безплодія, ни безчеститъ дѣлъ нвъ-ва
невѣрія. Сдѣлайся плодоносною маслиною, но въ домѣ Божіемъ.
Прекрасныя дѣла выражаютъ то, что разумѣется подъ плодонос¬
ною маслиною, а слова: въ домѣ Божіемъ—указываютъ на вѣру.
Какія же дѣла Божія? Всѣ мы ихъ внаемъ, если пожелаемъ со¬
вершать, н ничто не скрыто. То, что касается догматовъ, подвер¬
гается сомнѣнію, а то, что касается дѣлъ, не скрыто, потому что
природа диктуетъ законы. Мы внаемъ отъ насъ самихъ о томъ,
чтЬ—прекрасно н чтЪ—дурно; Богъ вложилъ въ природу непи¬
санный вавонъ, озаряющій наши мысли. Никто пусть не говоритъ:
я не прочиталъ закона, я не 8наю того, что относится къ вакону,
потому что, если ты отвергнешь общій законъ, то законъ природы
изобличитъ тебя. Хочешь угнать, что Богъ въ природѣ утвердилъ
ва воны, различающіе чтб—хорошо и чтб—дурно? Спроси вашу
обиходную жизнь о томъ, какъ всѣ тѣ, кто дѣлаетъ вло, укло¬
няются отъ наименованія влыми; какъ именно, послушай: пре¬
любодѣй прелюбодѣйствуетъ, но краснѣетъ отъ стыда, если его
называютъ прелюбодѣемъ. Скажи явному прелюбодѣю: прелюбо¬
дѣй!—и чему онъ, совершая зто, радуется, о томъ слыша сты¬
дится. Итакъ, если ты думаешь, что грѣхъ—нѣчто хорошее, то за¬
чѣмъ избѣгаешь наименованія? Ск&жи клятвопреступнику: клятво¬
преступникъ!—и наименованіе своихъ собственныхъ дѣлъ онъ со¬
чтетъ ва оскорбленіе. Такимъ образомъ, сама природа вопіетъ,
что дурное—чуждо дѣла Божія. А то, что сотворилъ Богъ, пре¬
красно и очень прекрасно, до такой степени прекрасно, что, со¬
прикасаясь со вломъ, краснѣетъ отъ стыда предъ порокомъ. Скажи
цѣломудренному: цѣломудренный!—и какимъ дѣломъ онъ услаж¬
дается, не стыдится и предъ названіемъ его. Нагоей справедли¬
ваго справедливымъ,—инъ и дѣломъ увѣнчивается, и названіемъ
украшается, потому что, хотя въ силу совѣстливости онъ и от¬
кажется отъ имени, но въ душѣ принимаетъ похвалу. Размысли,
сколь великій порокъ живетъ въ мірѣ и остается незамѣтнымъ!
И какимъ образомъ остается незамѣтнымъ? Если ты будешь съ